Представитель проекта «Велобайк» Анна Лебедева в программе «Город дорог» от 26 октября 2017 года

А.КАПКОВ: 12 часов 35 минут. Всем здравствуйте! Меня зовут Александр Капков. Это программа «Город дорог». По традиции, каждый четверг, ближайшие 25 минут проведём в вопросах общегородских, общетранспортных и околодорожных. Обычно я так говорю. И я сегодня представляю вам с радостью нашего гостя. Сегодня у нас в гостях Анна Лебедева, руководитель проект «Велобайк». Анна, здравствуйте. А.ЛЕБЕДЕВА: Здравствуйте. А.КАПКОВ: Рады снова вас видеть. Как ваши дела? И как ваш велосезон? А.ЛЕБЕДЕВА: Спасибо. Дела наши неплохи. Сезон, правда, уже подходит к концу, осталось буквально несколько дней. Но нам кажется, что он был достаточно успешный. В этом году у нас совершили наши пользователи 2 миллиона 400 тысяч поездок. Это достаточно много. А.КАПКОВ: Больше или меньше, чем в прошлом? А.ЛЕБЕДЕВА: Это в 1,5 раза больше, чем в прошлом году. А.КАПКОВ: Результат! А.ЛЕБЕДЕВА: При этом темпы количества поездок растут больше и быстрее, чем количество станций, которые мы успеваем добавлять. Хотя и здесь тоже мы в этом году поставили 50 новых станций, добавили 500 новых велосипедов в систему. А.КАПКОВ: Позвольте я вашу статистику… Я вижу, у вас её перед глазами много. Все эти цифры, конечно, не запомнить. Я буду разбивать вопросами, буду вас перебивать. Этот прирост — это чья главная заслуга? Вы просто сделали больше станций, больше велосипедов? Людей больше пришло на прежнее количество станций? Где вы видите главный фактор, который вам позволил добиться этих цифр? А.ЛЕБЕДЕВА: На самом деле, мне кажется, так скажем, основная заслуга москвичей, потому что люди начинают понимать, что на велосипедах кататься не только удобно, не только интересно для развлечения, но и удобно с транспортной целью. И всё больше и больше людей пересаживаются на велосипед именно для ежедневных поездок. По количеству станций: действительно, как я уже сказала, мы каждый год в течение ближайших трёх лет будем добавлять 50 новых станций. А.КАПКОВ: Каждый год — 50 новых станций? Слушайте, это очень много. Если просто представить себе эти 50 станций ежегодно, то это покрытие одного района какого-то существенного? Или это, допустим, какое-то существенное расширение 10 районов? Как это просто представить себе? А.ЛЕБЕДЕВА: Ну нет. Это скорее покрытие, такое плотное покрытие одного района, одного-двух районов. В этом году у нас было достаточно много переносов станций из-за того, что велась реконструкция в центре. Поэтому в следующем году мы вернём все станции на Садовое кольцо, которых сейчас не хватает. И скорее всего, один или два района новых. Вероятно, это будет в районе «Таганской» и «Бауманской», будут там разбиты новые станции, новая сеть. А.КАПКОВ: А в этом году какие районы прибавились к вашей сетке? А.ЛЕБЕДЕВА: В этом году мы поставили новые станции в Северном округе на Ленинградском шоссе — от метро «Аэропорт» до «Динамо», в этом направлении. А.КАПКОВ: Ближе к центру, в сторону центра. А.ЛЕБЕДЕВА: Да, в сторону центра. Соответственно, там они оказались очень востребованными, действительно много поездок. Даже несколько станций вошли в рейтинг топовых станций, на которых совершается больше всего поездок. А.КАПКОВ: Может быть, такое совсем техническое уточнение, но всё равно мне хочется представить. Вот эти поездки, раз уж мы заговорили про «Аэропорт», поездки от этих станций — они в какую сторону направлены? То есть это прямолинейная поездка? От «Аэропорта» едем в сторону «Белорусской»? Или всё-таки от «Аэропорта» человек может совершенно спокойно съездить в сторону улицы 8 Марта или в сторону Ходынского поля? А.ЛЕБЕДЕВА: Нет, скорее это поездки именно от метро в микрорайоны, в какие-то такие уже более мелкие улицы. А.КАПКОВ: То есть не вдоль Ленинградского проспекта? А.ЛЕБЕДЕВА: Нет, ну такие тоже есть, но в основном это именно… А.КАПКОВ: А там есть где оставить велосипед, если он заезжает в этот микрорайон? А.ЛЕБЕДЕВА: Да, конечно, конечно. Собственно в этом и задача велопроката — это сделать так, чтоб велосипед стал транспортном последней мили, то есть, доехав от метро или какого-то транспортного крупного узла, можно было бы совершить такую последнюю поездку, последние несколько километров комфортно. А.КАПКОВ: Я понимаю, что, может быть, я много хочу. А когда «Сокол»? А когда «Аэропорт»? А когда другие линии метро? А.ЛЕБЕДЕВА: У нас есть трёхлетняя программа… А.КАПКОВ: «Сокол» и «Аэропорт» я назвал машинально. Я имел в виду — «Сокол», «Войковская» и туда. А все остальные? А.ЛЕБЕДЕВА: Ну, у нас есть трёхлетняя программа, и дальше она будет развиваться. Соответственно, мы поступательно двигаемся от центра в сторону МКАДа. А.КАПКОВ: Какие ещё интересные цифры у вас есть в статистике? Рассказывайте. Количество — мы поняли. А.ЛЕБЕДЕВА: Для нас тоже очень важно, что всё больше сезонных пользователей начинают пользоваться велопрокатом, то есть это те люди, которые именно катаются… не катаются на велосипеде, а именно ездят в транспортных целях. Например, если говорить про последние дни, такую погоду, как сейчас, когда температура держится около нуля (казалось бы, должно снизиться количество поездок), мы видим, что каждый день на велосипедах катается порядка 5–6 тысяч человек. То есть это те люди, которые действительно поняли, зачем, как и почему удобно на них ездить. И если говорить именно про такой, наверное, может быть, более профессиональный показатель эффективности велопроката: в этом году у нас среднее количество поездок на 1 велосипед — это больше 5 поездок в день, а в пиковые дни это было 10 поездок в день. Это значит, что высокая оборачиваемость велосипедов и высокая востребованность. А.КАПКОВ: Опять же хочется нам понять в сравнении, наверное, этот результат. В прошлом году было сколько поездок на 1 велосипед в день? А.ЛЕБЕДЕВА: Ну, мы начинали 3 года назад… 4 года назад с 2 поездок. И постепенно доходим до 5. Например, если сравнивать с Нью-Йорком, то там показатель — 4–4,5 поездки в день. Ну, это такой достаточно хороший результат. А.КАПКОВ: Я понимаю, конечно, что этот результат зависит от большого количества условий: сколько велосипедов, количество станций и всего остального. Ну хорошо. Тем не менее, нам есть хотя бы с чем сравнивать. Какая характеристика одной поездки? Мы можем её дать? Какая она по продолжительности — по продолжительности по времени, по продолжительности по километрам? Люди берут велосипед на 5 минут или на 2 часа, на целый день? А.ЛЕБЕДЕВА: Здесь поездки делятся на два типа. Это транспортные поездки, о которых я говорила и которые скорее целевые. Это поездка 7–15 минут. В среднем человек проезжает 2–3 километра. Это как раз такой транспорт последней мили или поездка в центре. И это прогулочные поездки, которые тоже у нас всегда были и остаются популярными. Это поездки длительностью около часа, 50 минут. А.КАПКОВ: Ну, на Болотной площади взял, проехал по Крымской набережной и где-нибудь около парка Горького оставил. А.ЛЕБЕДЕВА: Да-да-да. Это парк Горького, Сокольники, ВДНХ — вот наиболее популярные места для поездок. А.КАПКОВ: А какое соотношение между ними? А.ЛЕБЕДЕВА: Безусловно, прогулочных поездок пока больше. А.КАПКОВ: Даже в будний день? А.ЛЕБЕДЕВА: Ну да, это зависит от времени дня, от дня недели, конечно же. А.КАПКОВ: Я прекрасно это понимаю, поэтому и задаю вопрос. Естественно, в понедельник наверняка большей популярностью пользуются кратковременные поездки, а в субботу уже начинается — велосипед взял, и ищи его, свищи, через 2 часа дай бог вернёт. А.ЛЕБЕДЕВА: Ну и вечером тоже после работы многие выезжает покататься. А.КАПКОВ: Вы сказали, что сезон закончится буквально за несколько дней. Ещё осталось, да? А.ЛЕБЕДЕВА: Да, 1 ноября. А.КАПКОВ: 1 ноября — это официальная дата, которая… Когда она появилась? Я просто, честно говоря… Я могу говорить про мотоциклетный сезон. Это тоже такая неофициальная дата, все её пытаются более или менее разносить, чтобы «отмечать» не всем вместе, но тем не менее всегда существует какой-то один определённый день. Ну, как-то исторически сложилось. У нас с велосипедами история недавняя, и поэтому она тоже где-то негласно появилась, кто-то предложил? Или это где-то в каких-то документах? А.ЛЕБЕДЕВА: Нет, она сформулирована достаточно гласно. Есть сезон, официальный сезон работы велопрокатов, когда обязательно должны работать велосипеды. Он начинается 25 апреля и заканчивается 1 ноября. В зависимости от погоды его теоретически можно продлевать. Но исходя из того, что в последние дни на улице всё-таки среднедневная температура стремится к нулю, скорее всего, он 1 ноября закончится, потому что это уже становится иногда и небезопасно. То есть когда появляется наледь и так далее, кататься не так безопасно. А.КАПКОВ: Для вас как для бизнеса «Велобайк» 1 ноября — что? Все станции закрыты, ни одного велосипеда на станциях нет? А.ЛЕБЕДЕВА: Нет, мы как раз начинаем вывозить велосипеды со станций. Все станции закрыты, и мы начинаем вывозить велосипеды на склад. А.КАПКОВ: То есть с 1 ноября все станции закрыты, и вы потихонечку оттуда забираете велосипеды? А.ЛЕБЕДЕВА: Да. А.КАПКОВ: То есть если 2 ноября я подойду на станцию, даже если там стоят велосипеды, я не смогу его взять? А.ЛЕБЕДЕВА: Да. А.КАПКОВ: А сколько у вас времени занимает собрать все велосипеды? Сколько их, кстати, сейчас? А.ЛЕБЕДЕВА: Сейчас в системе 3800 велосипедов. Я думаю, что это займёт порядка двух недель, неделя-две — в зависимости от пробок, от погоды. А.КАПКОВ: А куда вы их везёте? А.ЛЕБЕДЕВА: У нас есть большой склад и мастерская. Собственно зимой все эти велосипеды проходят плановое техническое обслуживание, ремонт, чтобы весной быть уже полностью готовыми и опять появиться на улицах. А.КАПКОВ: В прошлом году помните те прекрасные фотографии, когда велосипеды хранятся под открытым снегом, стоят, ржавеют? Говорят: «Вот посмотрите, как они хранят велосипеды, на которых мы будем кататься». Можете нам объяснить. Это правда они так каждый год хранятся? Или это были какие-то уже списанные велосипеды? Они хранятся в итоге под крышей, в тепле? Или они хранятся действительно так, но при этом это не имеет никакой роли, потому что наступает весна, все проходят ТО, и все как новенькие вступают в строй? А.ЛЕБЕДЕВА: Смотрите. Во-первых, в принципе, все эти велосипеды — антивандальная и специальная их конструкция. Они могут храниться везде, где угодно, на улице. Собственно всё лето они стоят на улице под дождём… А.КАПКОВ: Но летом нет снега. Я не знаю, сильно ли это влияет. А.ЛЕБЕДЕВА: А это не принципиально. На самом деле такие же велосипеды во многих странах работают круглогодично и стоят под снегом. Но фотографии, которые появились, они… У нас такой транзитный склад промежуточного хранения. Нет, они находятся в отапливаемом складе и там проходят ТО. Они могут просто скапливаться именно в процессе перемещения на основной склад. А.КАПКОВ: Есть, хорошо. Что касается самих велосипедов. Антивандальные, да, мы поняли. Я честно вам скажу: вот я человек, который ни разу не пользовался вашими велосипедами. А.ЛЕБЕДЕВА: Как же так? А.КАПКОВ: Всё, вы ко мне больше не придёте никогда? Я не знаю, правда. Может быть, не было необходимости. У меня есть самокат, честно. У меня в машине, в багажнике лежит самокат. Если мне нужна какая-то «последняя миля», как вы говорите (а это правда бывает такое), я достаю самокат. Велосипед, согласитесь, несколько больше, его вот так просто в багажник не положишь. Нет, положишь, но он и больше места занимает. Самокат — как сумка. Я, конечно, не дорос ещё до электрических самокатов. Ну, не знаю, мне кажется, это не важно, не нужно. А что касается именно городского — ну, тоже как-то, знаете. Нужно же пойти, зарегистрироваться, вот эти пин-коды получить. Ну, лень не лень, а пока справлялся самокатом. Ничего не знаю про ваши велосипеды! Что за марка? Антивандальные — хорошо. Я слышал, что вы же хотели электрические велосипеды закупать. И в начале сезона вы мне сказали, что уже какое-то количество их есть. Правильно? А.ЛЕБЕДЕВА: Да, мы уже второй год тестируем электровелопрокат. У нас есть в системе сейчас 130 электровелосипедов, они отъездили весь этот год, были достаточно востребованы. Ну, собственно соотношение поездок — их немного по отношению к общему количеству велосипедов. А.КАПКОВ: А вот почему? А.ЛЕБЕДЕВА: Ну, во-первых, это достаточно сложно с точки зрения инфраструктуры, потому что велосипеды электрические должны заряжаться. Соответственно, все станции, на которых они заряжаются, должны быть подключены к электричеству. А прелесть нашего действующего проката как раз в том, что он работает от солнечных батарей и не требует таких сложных подключений. А.КАПКОВ: А вот такая автономная зарядка недостаточна для них, да? Ну, автономная… Станция солнечной батареи не сможет зарядить их? А.ЛЕБЕДЕВА: Да-да-да. Но на самом деле просто важно… Они дороже, чем обычные велосипеды. Они и сложнее в эксплуатации. И поэтому надо было понять, насколько вообще это востребовано. А.КАПКОВ: Ну и? А.ЛЕБЕДЕВА: Мы посмотрели. Действительно, достаточно большое количество. И на следующий год мы планируем увеличить их количество. Скорее всего, перейдём на новую систему. Если сейчас велосипеды, которые отработали в этом году, это просто обычные велосипеды велопроката, на которые добавлен… А.КАПКОВ: Электродвигатель. А.ЛЕБЕДЕВА: …электродвигатель. И они работают по принципу: ты можешь просто нажимать на ручку газа, не крутить педали и ехать. Всё-таки мы посмотрели на то, как это работает во всём мире. И на следующий год, скорее всего, у нас будут велосипеды, когда ты всё-таки должен крутить педали, но мотор помогает тебе это делать легче. Ну, как бы это логично именно в логике велопроката, когда ты предпринимаешь какие-то усилия для поездок. А велосипеды французской марки «Смуф». Это достаточно известный производитель велосипедов для велопроката. Например, сейчас они выиграли тендер в Париже и будут ставить велосипеды там. Можно перечислить много городов, где они находятся. И новый электровелосипед тоже будет их же марки. А.КАПКОВ: Я не силён в рынке велосипедов. У нас российские велосипеды есть? У меня была «Кама». Классный велосипед! Я не знаю, делают его сейчас или нет. Я, конечно, утрирую. А.ЛЕБЕДЕВА: У меня тоже была «Кама». А.КАПКОВ: Мы с вами коллеги! Кстати, он до сих пор у меня на даче остался. В России сейчас можно найти достойный велосипед? Я не знаю, есть ли разница в просто велосипеде и велосипеде для велопроката, но тем не менее каков российский рынок, и почему он в итоге не прошёл? А.ЛЕБЕДЕВА: Российский рынок велосипедов, безусловно, существует. Скажем так, я не очень хорошо знаю детали производства, но могу сказать, что 99% рам для велосипедов и наборов всех запчастей собираются в Китае, и дальше в других странах просто происходит именно сборка вот этих… А.КАПКОВ: Вот этого конструктора. А.ЛЕБЕДЕВА: Да, конструктора. В России есть несколько крупных заводов, которые собирают большое количество велосипедов. Насколько я знаю, они производят полностью тоже какие-то велосипеды сами, но это маленькая доля. Велопрокат — достаточно такая специфическая вещь. Там требуются специальные крепления, специальные более износостойкие какие-то детали. И никаких российских заводов, которые ориентировались бы на это, нет. Но, например, в России собирают станции, на которых стоят велосипеды. То есть это производство… А.КАПКОВ: Не подходят для велопроката простые велосипеды? А.ЛЕБЕДЕВА: Да. Ну, это как бы такая достаточно узкая специфика. А.КАПКОВ: Есть. Позвольте несколько вопросов от наших слушателей. Я, кстати, напомню, что мы принимаем их с помощью нескольких средств связи. Вы пишете нам в Telegram: govoritmskbot. Вы пишете нам SMS-сообщения, номер для них: +7 925 88-88-948. Я думаю, буквально через парочку минуток ещё примем несколько звонков по телефону 73-73-94… Ой, прошу прощения. 495 — это код Москвы. И далее: 73-73-948. Вот так вот сделаем. Хорошо? Вопросы. «Будут ли в следующем году другие ручки на руле, которые не скручиваются?» Не знаю, что это за проблема. Ну-ка? А.ЛЕБЕДЕВА: Да, эта проблема… Видимо, имеется в виду так называемая грипса — это то, за что ты держишься. А.КАПКОВ: Несркучиваемые? А они прямо слетают? Или когда ты держишься, они как-то прокручиваются, неудобно рулить? А.ЛЕБЕДЕВА: Честно говоря, я не знаю. Я знаю, что они действительно периодически слетают. Но это на всех велосипедах так происходит. Соответственно, у нас наши механики как раз ездят и их восстанавливают. А.КАПКОВ: Восстанавливают. Собирают по городу сначала, а потом ищут тех, кто их потерял. Хорошо. Менять их будете? А.ЛЕБЕДЕВА: Менять не будем. Будем продолжать восстанавливать. А.КАПКОВ: Хорошо. Наверное, самый популярный вопрос: сколько велосипедов вы теряете за сезон? Ну, сколько их воруют? Потому что Иван Иванович пишет: «Часто вижу объявления о продаже на Avito». Какие меры по этому поводу применяются? Слушайте! На Avito? А почему нельзя позвонить и сказать: «Так-так-так! А откуда у вас этот велосипед?» Очень странно. Я бы не купил велосипед из велопроката на Avito. А.ЛЕБЕДЕВА: Если у Ивана Ивановича есть какая-то ссылка — пожалуйста, перешлите её нам. А.КАПКОВ: Сейчас я попробую поискать. Пока давайте… А.ЛЕБЕДЕВА: Нет, мы видели на Avito одно такое объявление пару лет назад с нашим велосипедом, но, к сожалению, когда мы стали с человеком связываться, он, видимо, понял, что был неправ… А.КАПКОВ: Он понял! А.ЛЕБЕДЕВА: Да. И нам не ответил. Нет, вы знаете, количество велосипедов… Да, у нас пропадает за сезон какое-то количество велосипедов, но, к счастью, это небольшие цифры — это 1–2% от общего количества велосипедов. А.КАПКОВ: Ну а в количественном исполнении? 1–2% — это сколько? Вот за сезон… А.ЛЕБЕДЕВА: Ну, у нас 3600 велосипед. А.КАПКОВ: 36. А.ЛЕБЕДЕВА: Соответственно, за год пропадает порядка 30–40 велосипедов. А.КАПКОВ: Это правда немного? Раньше было больше? А.ЛЕБЕДЕВА: Раньше было больше, но всё равно это было, например, 2–3%. То есть это такие несущественные цифры. Опять-таки если сравнивать с мировой статистикой, то это очень хорошие показатели, потому что в некоторых странах речь идёт о десятках процентов. Ну да, это есть. А.КАПКОВ: А чья это заслуга? Мне просто интересно. Это заслуга ваших охранных систем? Это заслуга финансового подхода? Ну, я не знаю, залоги, снятие… То есть любой человек понимает, что он, зарегистрировавшись в системе, да, он уведёт велосипед, но потом с его карточки снимут 100 тысяч рублей как бы. Понятно, что человеку нет смысла воровать этот велосипед. Либо это заслуга наших людей, которые понимают, что этот велосипед общественный и нет смысла его вообще куда-то забирать себе? А.ЛЕБЕДЕВА: Мне кажется, это всё вместе. Во-первых, действительно к велосипедам относятся довольно-таки аккуратно. И нам в техподдержку многие звонят, рассказывают, что они где-то видят оставленный велосипед, отправляют фотографию, координаты, и мы их забираем. Поэтому мы хотим поблагодарить всех наших пользователей за такое неравнодушное отношение. Но одновременно с этим сама система достаточно хорошо сделана. Просто выдернуть велосипед из неё как минимум крайне сложно, и это привлечёт внимание. Ну и то, что данные человека, который берёт велосипед в прокат и регистрируется в системе, персонифицированные, я думаю, тоже играет роль. Все понимают, что берут в аренду имущество. А.КАПКОВ: Расскажите, пожалуйста, про ваш сезон-2017, потому что… Я совершенно точно понимаю, что он был осложнён ремонтными работами в Москве. Как это выглядело по итогу? Сколько станций вы перенесли, закрыли в принципе? Сколько маршрутов поездок, возможно, даже прямых жалоб на то, что невозможно проехать, вы получили, ощутили? Как он прошёл для вас? Потому что правда пешком где-то было очень трудно проходить, не то что на велосипеде. А у вас они ещё такие, надо сказать, не самые лёгкие-то. А.ЛЕБЕДЕВА: Нет, действительно, для нас это было технически довольно-таки сложно, потому что за год мы перенесли около 70 станций. Это связано с реконструкцией. А.КАПКОВ: А что значит «перенесли»? Допустим, возьмём какую-нибудь, не знаю, Лубянскую площадь. Вот её всю закрыли. Там у вас было, допустим, две станции. Как? Просто берёте, оттуда выдёргиваете и куда-то несёте в другое место? А.ЛЕБЕДЕВА: Да, вот ровно так. Мы демонтируем эту станцию на одном месте. Соответственно, у нас есть какое-то количество альбомов, которое нам передаёт Департамент транспорта на те точки, где планируется развитие системы, и переносим на какую-то другую. А.КАПКОВ: А потом обратно переносить? Или вы там оставляете, а уже когда открывается площадь, возвращаете на неё? А.ЛЕБЕДЕВА: Вот сейчас мы оставляем станцию там, где мы её перенесли. А вот на следующий год, после окончания реконструкции, вернём станции на те места, откуда они были демонтированы. В связи с этим несколько изменились и какие-то наиболее популярные маршруты поездок. Например, у нас несколько лет лидировала станция у Парка культуры. Из-за реконструкции там мы её перенесли на 100 метров, но она стала не так удобна для пользователей, и она в рейтинге упала вниз. Самая популярная станция была у входа в парк Горького, и там тоже демонтировали… А.КАПКОВ: Стоянки. А.ЛЕБЕДЕВА: Да. Соответственно, как-то изменились предпочтения по поездкам. А.КАПКОВ: Люди как-то… Так-так-так! Ну-ка, подождите. Что это за велосипед? А нет, очень похож на ваш, но это не ваш. Люди как-то реагировали, звонили, говорили: «А где найти? А вот была, а теперь не могу»? А.ЛЕБЕДЕВА: Да. А.КАПКОВ: Я не знаю… Я просто представляю себе какую-нибудь девочку, которая взяла этот велосипед и в итоге не смогла проехать, застряла, позвонила и сказала: «Слушайте, я не могу никуда проехать. Я даже не могу вернуть вам этот велосипед, потому что здесь невозможно выехать никуда». А.ЛЕБЕДЕВА: Нет, это как раз не такая серьёзная проблема, потому что у нас есть мобильное приложение, в котором в режиме онлайн можно посмотреть все близлежащие станции, построить до них маршрут, посмотреть, где есть свободные места, где есть свободные велосипеды. Поэтому такого не бывает, что ты взял велосипед, в этот момент станцию демонтировали, и ты мечешься с ним по городу. А.КАПКОВ: Слушайте, когда была перерыта Москва, я говорю, можно было в такую засаду попасть! В общем, не было проблем? Люди не говорили: «Всё, мы застряли и не можем никуда проехать»? А.ЛЕБЕДЕВА: Нет. Нам звонило достаточно много людей, у которых рядом с домом или рядом с офисом была станция, к которой они привыкли и которую мы демонтировали: «Как же так? Как я теперь буду ездить?» Но мы надеемся, что всё вернётся рано или поздно. А.КАПКОВ: Так, я видел новости о том, что вы планируете сделать некие безстанционные точки. Как это назвать? Я не знаю. Безстанционный прокат — что это такое? А.ЛЕБЕДЕВА: Да, сейчас это такая тенденция, мировая тенденция. Она пришла из Китая. В Китае огромное количество, там миллионы таких велосипедов. Это просто велосипед, тоже некая модель велосипеда, на который приделан электронный замок, и его можно не парковать в эту станцию, а просто через мобильное приложение открывать и закрывать этот замок… А.КАПКОВ: В любом месте? А.ЛЕБЕДЕВА: Ну, не в любом месте. Всё равно есть некие разрешённые зоны, в которых он открывается или закрывается. А.КАПКОВ: А что это за зоны? А.ЛЕБЕДЕВА: Ну, некая зона. Ты открываешь мобильное приложение, смотришь в нём, где какая зона существует, и едешь туда. А.КАПКОВ: Но в итоге прикрепить можешь к чему угодно — к ограде, к столбу, к дереву? А.ЛЕБЕДЕВА: Его не нужно прикреплять. Просто ставишь его на подножку… А.КАПКОВ: А, просто поставил? А.ЛЕБЕДЕВА: Заднее колесо блокируется, руль блокируется специальным замком, то есть на нём нельзя уехать, не открыв его зарегистрированным пользователем. Эта система достаточно популярна в Китае. И сейчас многие европейские, американские и другие города тоже пытаются делать пилотные проекты с такими велосипедами. Здесь есть плюсы и минусы свои. А.КАПКОВ: Ну, минусы опять же, наверное, связаны с безопасностью. Я правильно понимаю? А.ЛЕБЕДЕВА: Не только с безопасностью. А.КАПКОВ: Они менее защищёнными становятся. А.ЛЕБЕДЕВА: Они связаны с хаотичной парковкой, когда их не десятки, а сотни тысяч этих велосипедов, и они где-то лежат, сваленные… Ну, представим себе: у метро свалена куча велосипедов. У нас же нет каких-то правил парковки. А.КАПКОВ: Как попало оставили. Да, я понял. А.ЛЕБЕДЕВА: Поэтому мы сейчас смотрим, как это реализовано в мире. И мы обсуждали с Департаментом транспорта возможность протестировать на каком-то пилотном проекте в следующем году. Но это пока что на стадии обсуждения. А.КАПКОВ: А правильно ли я понимаю тогда, что нынешние станции, которые существуют, они в принципе нужны только лишь для безопасности и для парковки, больше ни для чего? А.ЛЕБЕДЕВА: Ну, они нужны для того, чтобы фиксировать велосипед, прежде всего, и для того, чтобы урегулировать и упорядочить вот эту парковку. А.КАПКОВ: Всё понятно. Чтобы на одном пятачке не скапливалось сто пятьдесят восемь тысяч ваших велосипедов. Я понял. Дорогие друзья, спасибо большое, во-первых, за ваши вопросы. У нас, как всегда, не хватает времени для того, чтобы обсудить все темы. Я уверен, что мы ещё не раз встретимся. Я представляю вам ещё раз нашего гостя. У нас в гостях была Анна Лебедева, руководитель проекта «Велобайк». Спасибо вам большое. А.ЛЕБЕДЕВА: Спасибо. А.КАПКОВ: Меня зовут Александр Капков. Это была программа «Город дорог». Счастливо, пока!