Британцы ищут на Facebook признаки вины России в Brexit
ТАЛЛИНН, 25 окт — Sputnik, Алексей Тоом. Британский парламентарий запросил у руководства популярной социальной сети Facebook информацию, которая могла бы хоть отчасти возложить ответственность за печальные итоги референдума Brexit на Россию. Открытое письмо депутата Палаты общин Дамиана Коллинза на имя со-основателя Facebook Марка Цукерберга немедленно оказалось в глобальной сети и активно обсуждается. Парламентарий просит руководство социальной сети предоставить информацию возглавляемому им "цифровому комитету" Палаты общин, занятому расследованием, в частности, возможного воздействия россиян на умы британцев, проголосовавших на референдуме летом прошлого года за выход Британии из состава ЕС. Парламентарий-консерватор говорит о "феномене фейковых новостей" и возможной роли "иностранных лиц", "недобросовестно использовавших подобные вашей платформы для вмешательства в политические дебаты других народов". Коллинз запрашивает данные относительно любой размещавшейся в Facebook платной рекламы или иных материалов, связанной с Brexit и имевшей отношение к российским аккаунтам. "Туск: достичь прогресса по Brexit можно уже к концу этого года" >> Представитель Facebook, которого цитирует, в частности, издание NBC news, подтвердил, что компания действительно получила такое письмо и "ответит на него как только будет иметь возможность рассмотреть запрос". Ранее самая популярная в мире социальная сеть известила законодателей США, что может предоставить им тысячи рекламных объявлений, возможно, связанных с россиянами. В Вашингтоне считают, что Москва могла вмешаться в президентские выборы в США посредством воздействия на умы избирателей через Facebook. Чем хуже Brexit, тем интенсивнее поиск врагов Россия неоднократно и на разных уровнях заявляла, что не вмешивалась ни в предвыборную президентскую кампанию в США, ни в сами выборы. Москва отмечала также, что вообще не считает возможным каким-либо образом помешать работе демократических институтов США. Если обвинения во вмешательстве в дела американцев нельзя назвать оригинальными, то попытка связать Россию с невеселыми для Великобритании и континентальной Европы итогами референдума Brexit довольно неожиданная и "свежа". Складывается впечатление, что по мере нарастания проблем на переговорах между Лондоном и Брюсселем об условиях разрыва союзнических отношений у британского истеблишмента растет и желание кого-нибудь во всем этом обвинить, а, возможно, и вовсе пересмотреть итоги референдума, объявив его результаты недействительными. В то же время так и остается, например, до конца неясным, насколько велика была роль газетного магната Руперта Мёрдока в решении британцев проголосовать за выход королевства из ЕС. Портал Sputnik Эстония, комментируя призывы "ястребов" помешать работе российских новостных ресурсов, отмечал, в частности, что по мнению экспертов, принадлежащие Мёрдоку издания, почти не таясь, агитировали читателей за разрыв с союзом. Говорят также, что Мёрдок делает для развала ЕС намного больше, чем приписывается Кремлю, который в таком развале вряд ли заинтересован. Цукерберг отрицает "опыты" над пользователями Что касается способности социальной сети Facebook влиять на умы людей, то, вероятно, самому Марку Цукербергу об этом известно больше, чем кому-либо другому. Как писала журналист американской New York Times Зийнер Туфекси в ноябре 2016 года, глава Facebook вдруг стал отрицать, что его компания проводила исследования возможности воздействия на поведение и образ мыслей пользователей сети. Накануне выборов в 2010 году, как сообщал журнал Nature, процитированный той же Зийнер Туфекси, "ученые Facebook и Калифорнийского университета" провели на миллионах американских пользователей сети успешный психологический эксперимент, побуждая их участвовать в голосовании. "…Исследование показало, что типовые варианты оказания влияния со значительно большей вероятностью могут быть продемонстрированы в среде близких друзей… "сильные связи" в кибер-пространстве могут с большей вероятностью влиять на поведение, чем "слабые связи" (в реальной жизни — Ред.). Также обнаружено непрямое воздействие месседжей — друзья друзей также оказывались под влиянием оказанного воздействия", — сообщали ученые. Facebook тогда, в 2010 году, распространил призыв "Иди и проголосуй!", варьируя его подачу и размещение на страницах от группы к группе "испытуемых", которые не знали, что сеть проверяет на них различные варианты психологического воздействия. "Многие европейцы считают, что США влияют на выборы в других странах" >> Как Цукерберг ранее заявлял, он считает "довольно сумасшедшей идею, что "фейковые новости на Facebook, составляющие очень маленькую часть его контента, повлияли каким-либо образом на выборы (президентские в США — Ред.)". Глава Facebook высказывал убежденность в невозможности или крайней незначительности влияния социальной сети на умы людей.