ОЭЗ и ныне там
Нижегородская область вернулась к идее создания особой судостроительной зоны Руководство Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) возобновило с Нижегородской областью переговоры о создании особой экономической зоны в сфере судостроения. С предыдущим губернатором ОСК договориться не удалось, так как новые налоговые льготы, полагающиеся резидентам ОЭЗ, привели бы к снижению доходной базы областного бюджета. Нижегородские участники рынка в быстрое создание особой экономической зоны не верят, а эксперты полагают, что льготы будут стимулировать существующие предприятия создавать «дочки» или СП. Руководство ОСК встретилось с врио губернатора Нижегородской области Глебом Никитиным на заводе «Красное Сормово» (входит в ОСК) после спуска на воду очередного судна для петербургского «БФ Танкер». По словам президента ОСК Алексея Рахманова, на переговорах обсуждались прежде всего перспективы размещения компонентного производства в регионе, где возможно создание особой экономической зоны (ОЭЗ) в области судостроения. «У нас уже есть хороший опыт работы подобной ОЭЗ в Астрахани. И мы считаем, что это приведет к появлению новых резидентов, которые могли бы создать предпосылки для реализации амбициозной программы импортозамещения в части судового машиностроения», — отметил Алексей Рахманов, добавив, что ОЭЗ станет залогом наиболее оптимального использования территории завода «Красное Сормово». Президент ОСК напомнил, что в регионе, кроме «Красного Сормова», есть другие судоремонтные и судостроительные предприятия, на площадках которых могут быть освоены новые компетенции. Глеб Никитин к предложениям корпорации отнесся осторожно, хотя и пообещал содействовать развитию уже сложившегося кластера. «Понятно, что в целом программа развития ОСК предполагает расширение спроса как на готовую продукцию, так и на компоненты. Вопрос только в том, где будет размещаться соответствующее производство. Наша задача, чтобы, естественно, на нижегородской земле», — сказал глава региона, отмечая, что «экономику еще нужно выстроить и обсудить со всеми заинтересованными лицами», в том числе и с региональными властями. Правительство Нижегородской области пытается изыскать возможность предоставлять судостроителям льготы, которые привлекут в регион новые предприятия, но при этом не приведут к выпадающим доходам бюджета. Алексей Рахманов заверил врио губернатора, что получение «просто так льгот» в планы ОСК не входит: «Мы уверены в количестве заказов, которые будут на предприятии, а потому наша задача — развиваться». Напомним, переговоры региональных властей с ОСК начались еще несколько лет назад. По словам господина Рахманова, экс-губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев выступал против создания ОЭЗ. Параллельно область готовила документы и инфраструктуру в промзоне Дзержинска для привлечения инвесторов химической отрасли. Однако пока ни одна особая зона в регионе не работает. Федеральный закон о поддержке судостроения и судоходства, предусматривающий, в частности, создание особых экономических зон, был принят несколько лет назад, однако пока реализован в основном для судовладельцев, а в части судостроения создана только ОЭЗ в Астрахани, напоминает генеральный директор отраслевого портала Portnews Надежда Малышева. «Региональные власти редко идут на создание ОЭЗ, потому что дополнительные налоговые льготы снижают доходы областного бюджета. И хотя один рубль инвестиций в судостроение дает семь рублей инвестиций в смежных отраслях, надо сначала вложить областные деньги в привлечение инвесторов, а потом ждать налоговой отдачи в бюджет», — отмечает эксперт. По ее мнению, если в Нижегородской области все же примут закон о создании ОЭЗ, прежде всего этот механизм будет интересен действующим в регионе заводам, которые будут создавать отдельные дочерние предприятия или СП с другими компаниями и производить компоненты для собственных нужд, экономя на налогах. Кроме того, в случае создания ОЭЗ региональные верфи станут более привлекательными для заказчиков, так как обнуление достигающей 20% госпошлины на ввоз импортного оборудования также удешевляет проекты, отмечает гендиректор Московского речного пароходства Константин Анисимов. Он напомнил, что для строительства первого круизного лайнера МРП был выбран астраханский завод «Лотос»: судно этого типа предусматривает значительную часть иностранных компонентов, и на «Красном Сормове» его строительство обошлось бы дороже. Кроме того, если льготы привлекут в регион иностранных производителей, локализация производства некоторых компонентов снизит логистические затраты. «Поэтому создание ОЭЗ в Нижегородской области стало бы большим плюсом для местных судостроителей», — считает эксперт. Впрочем, по его словам, в Астраханской области ради экономической эффективности изначально судостроительную зону пришлось расширить до экономической зоны широкого профиля. Опрошенные „Ъ“ нижегородские судостроители, которые уже несколько лет ждут создания такой зоны, в быстрое решение вопроса в основном не верят. «Уже сто лет обещают, но ни одного конкретного документа не появилось», — сообщил один из представителей отрасли. С другой стороны, предприятия готовы предоставить свободные площади для размещения небольших компонентных производств, если такие появятся. «Все будет зависеть от размера. Например, мы могли бы предоставить, условно говоря, 100 кв. м в нашем цехе, но гектары предоставить не сможем: все наши мощности полностью загружены», — отметил заместитель генерального директора городецкой Судостроительно-судоремонтной корпорации (ССК) Сергей Молодцов. Анна Павлова