Госплан 2.0: регионы надеются на четкие правила игры
20 лет российскому планированию Почти 20 лет назад, 1 декабря 1997 года на заседании Генерального совета Стратегического плана Санкт-Петербурга был принят первый в России плановый документ нового типа – Стратегический план Санкт-Петербурга. По итогам мониторинга реализации, выполненного в 2002 году, 75% из 211 мер Стратегического плана были реализованы или успешно выполнялись. Последующие документы стратегического планирования Санкт-Петербурга разрабатывались с учетом опыта первого плана. Успех разработки первого стратегического плана привел к широкому распространению идей стратегического планирования в городах и регионах России. В 2014 году был принят Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В то же время, эта система имеет и слабые места, о чем говорили участники заседания. Между тем, российскому стратегическому планированию, которое, по мнению специалистов, зачастую лишь указывает ориентиры, предшествовала система директивного советского Госплана. Участники торжественного пленарного заседания попытались ответить на вопрос: нужен ли России Госплан и каким он должен быть? Госплан и рыночная экономика По мнению председателя совета Центра стратегических разработок, экс-министра финансов РФ Алексея Кудрина, реинкарнация Госплана в его прежнем виде в нынешних российских реалиях невозможна. «Госплан в современных условиях невозможен, потому что Госплан работал в директивных условиях, обязательных для исполнения всеми. В рыночной экономике, когда есть частная собственность, это невозможно. Госплан возможен, в основном, в экономике без частной собственности. Представьте себе, что вы даете задание частному коммерческому предприятию. Кто будет нести ответственность за это ваше директивное указание? Это исключено», - считает эксперт. В то же время он уверен, что государству необходимы прогнозные и стратегические инструменты, при том, что у России сегодня строгого стратегического документа, по сути, нет. «Есть концепция долгосрочного развития 2008 года, которая по всем базовым показателям не исполнена – из-за кризиса который случился, теперь у нас уже другие обстоятельства геополитического характера. Потом были указы президента, которые не были строго сбалансированным стратегическим видением. Это были задания в ряде ключевых сфер. Часть из них выполнена, а часть вызвала обратную ситуацию – дисбаланса, потому что у регионов не хватило средств для выполнения определенных задач. Оказывается, не все эти планы были сбалансированы. Кстати, и стратегии федеральные, они, как правило, не были сбалансированы, они зачастую были как ориентиры. И, к сожалению, в том числе и по этой причине, исполнялись зачастую на 40%», - пояснил Кудрин. По его словам, эти стратегии «тянули» за собой соответствующие документы на отраслевом или региональном уровне. «Сегодня я более высоко оцениваю некоторые региональные стратегические планы, которые больше соответствуют этим принципам, чем даже наши федеральные», - заметил Кудрин. Регионы требуют четких правил игры Представители регионов, со своей стороны, высказались за некий обновленный Госплан, который позволит им выстраивать свои стратегии, не опасаясь резких изменений на федеральном уровне. Так, вице-губернатор Свердловской области Александр Высокинский в этом смысле решительно поддержал существование такой системы. «Я за Генплан и за Госплан. Нужно четко понимать, что правила игры, которые меняются на федеральном уровне раз в 5 лет – это как фундамент, который заложили, потом пошли делать этажи уже на региональном уровне, но тут кто-то приходит и говорит: «надо фундамент опять подвинуть, он что-то шатается», - сказал он. И.о. председателя комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга Валерий Москаленко соглашается с ним: «На мой взгляд, Госплан должен быть. Но не в старой интерпретации – Госплан 2.0… Соглашусь и с тем, что при отсутствии внятной или долгосрочной экономической политики на федеральном уровне сложно региональными инструментами обеспечить реализацию региональных стратегий», - сказал также чиновник. Высокинский также обратил внимание, что сейчас есть перекос в сторону стратегий развития отраслей, но территориальному планированию уделяется недостаточно внимания. «В отраслях никто не живет, все живут в территориях. И о территориальном планировании, о стратегическом развитии территорий мы говорим меньше. А именно там человек, проживающий на своей малой родине, в 18-20 лет принимает решение уехать в Москву, переехать в какой-то другой город, остаться здесь. Именно для него будет предельно важно, что будет на территории этого города. В советское время было все просто: продолжительность жизни, смертность, рождаемость, индекс промышленного производства, средняя зарплата и так далее. Это показатели социально-экономического развития, которые являются результатом реализации проектов», - пояснил вице-губернатор. «Стратегия развития отрасли – это показатель по горизонтали, а стратегия развития территории, это эти же показатели, но по вертикали. И эту матрицу нужно собрать по всей стране… И не менять правила игры. Я 25 лет на госслужбе и сейчас переживаю пятую пенсионную реформу. Надо как-то пореже это делать. Поэтому нужен Госплан. Нужно взять и определиться: в ближайшие 15 лет не сдвигаем», - сказал также он. Оцифровка цели и путь к ее достижению Федеральные чиновники выступают против директивных методов, но не сомневаются в необходимости глубокого планирования. «Если Госплан - это определение видения цели, оцифровка цели и выстраивание последовательности деятельности по ее достижению, конечно, на российском уровне это необходимо. Уверен, что это будет сделано и в президентской программе к выборам, а затем уже в рамках нового политического цикла. Другое дело – механизмы. Директивный советский метод невозможен, но есть другие механизмы», - уверен заместитель руководителя аппарата правительства - директор департамента проектной деятельности правительства РФ Андрей Слепнев. В частности, один из главных таких механизмов, по его мнению, - проектный подход: какой инструмент подобрать для то того, чтобы и бизнес, и общество, и власть совместными усилиями обеспечивали достижение цели. «Над этим мы и работаем. В зависимости от предмета разные комбинации, подходы применяются. Другое дело, что все участники должны видеть цель, понимать ее четко – не в образах, а конкретно: в цифрах, в фактах, сроках. И разделять эту цель. Тогда работа получается», - отметил замминистра. Статс-секретарь - заместитель министра экономического развития Российской Федерации Олег Фомичев уверен, что система долгосрочного планирования нужна, более того, работой над ней должна заниматься специальная структура. «С одной стороны, Госплан, который был в Советском Союзе, в том виде, конечно, не нужен. С другой стороны, должно быть ведомство, которое возьмет на себя в современных условиях вопрос балансирования целей развития в отраслевом, региональном разрезах и их приложения к разным перспективам временным с точки зрения стратегирования», - заключил он. Фото - https://forumstrategov.ru/