Как заниматься просвещением, если вокруг - мракобесие?
Помимо того, что я занимаюсь научной журналистикой, я еще изучаю когнитивные науки, которые отчасти связаны с психологией. И с точки зрения психологии, эта ситуация довольно понятна. Это история о том, что люди очень любят объединяться в “кучки”, и в этих “кучках” совместно против чего-нибудь протестовать. Но зато у людей есть какая-то идентификация. В рамках этой идентификации они совместно занимаются какой-то веселой для них активностью, получают от этого удовлетворение: “Смотрите, нас так много и наше дело правое!” По-человечески это довольно понятное стремление, которое может быть направлено на разные вещи. То оно направлено на то, чтобы постоять в очереди к Храму Христа Спасителя, когда туда привезут какие-нибудь мощи, то оно направлено на то, чтобы повоевать против фильма, то на то, чтобы, например, «поненавидеть» какую-нибудь дружественную страну и т.д. Это, к сожалению, довольно естественная вещь. И она характерна не только для России. Ей в большей или меньшей степени подвержены люди в любой стране. Но люди, у которых меньше собственного смысла жизни, в целом восприимчивы к этому чуть больше, потому что они активнее пытаются найти новый, дополнительный смысл. В идеале, конечно, посвящение во всякого рода культурную жизнь может дать людям дополнительные точки интереса — в конечном счете, разбить их на маленькие “кучки”, которые интересуются разными маленькими вещами. В этом смысле те, кто занимается организацией какой-то культурной жизни в Москве, например, TheQuestion, делают полезное дело, отвлекая часть населения от того, чтобы воевать против “Матильды” Сергея Учителя.