Беспилотные автомобили изменят рынок недвижимости
Центральные районы городов ждет перепланировка, а ежедневные поездки загород станут отдыхом Американские специалисты уверены, что развитие беспилотного личного автотранспорта окажет огромное влияние на рынок жилой недвижимости. По их мнению, может вырасти спрос на загородное жилье, так как владельцы беспилотных автомобилей не будут тратить силы на вождение и получат возможность уже в поездке заниматься работой или отдыхать. А в центральных районах мегаполисов развитие беспилотников может повлиять на ценовую политику и даже планировку кварталов. Эксперты Массачусетского технологического института (MIT) в сотрудничестве с финансовой корпорацией Capital One выпустили исследование, в котором попытались предсказать последствия, которые окажут на жизнь городов беспилотные автомобили. С одной стороны, активное использование беспилотных автомобилей, которые можно использовать и для совместных поездок при помощи приложений типа BlaBlaCar, приведет к сокращению личного автотранспорта у жителей центральных районов мегаполисов, считают специалисты. Во многих крупных городах жители центральных районов, столкнувшись с дороговизной или нехваткой парковочных мест, отказываются от личного автотранспорта в пользу общественного или велосипедов. Поэтому, по мнению MIT, беспилотники лишь усилят тенденцию, которая, в свою очередь, приведет к высвобождению парковочных площадей или гаражей для других объектов. С другой стороны, беспилотники могут стимулировать новую волну субурбанизации — роста спроса на жилье за городом. «Пассажиры смогут заниматься своими делами — работать или даже отдыхать — уже во время поездки. Автономные транспортные средства могут значительно повысить дистанцию, к преодолению которой готовы люди»,— считают в MIT. Чикагская исследовательская компания в области рынка недвижимости Appraisal Institute отмечает, как в 2013 году в Сиэтле девелоперская компания Paar Development построила 48-квартирный жилой дом без парковочных мест. Сначала местные эксперты с удивлением отнеслись к такому решению, однако затем выяснилось, что эти волнения были напрасными. «Люди, купившие или арендующие квартиры в нашем доме, вообще не имеют машин, у многих нет даже велосипедов»,— отвечал позднее владелец компании Джо Паар. По его словам, уровень развития общественного транспорта и каршеринговых сервисов в Сиэтле настолько высок, что местные жители, в отличие от многих других городов США, все реже испытывают необходимость в личном автотранспорте. В результате с 2013 года Paar Development построила еще несколько подобных домов. Один из авторов доклада Appraisal Institute Билл Джеймс отмечает, что беспилотный автотранспорт окажет воздействие не только на центральные районы, где будут высвобождаться новые площади, но и на пригороды. «Традиционно в пригородах высокий спрос на недвижимость, которая расположена близко к линиям и станциям общественного транспорта,— отмечает эксперт.— Однако с развитием беспилотных автомобилей этот фактор будет уже не столь значительным». Люди смогут покупать более доступное жилье дальше от станции, но при этом не тратить силы на то, чтобы добираться до нее за рулем. А уже построенные гаражи или места, выделенные для парковок, могут быть переоборудованы под жилье, что также стимулирует рынок. «Многие девелоперы уже начинают присматриваться к паркинговой инфраструктуре или площадям автодилеров, надеясь, что беспилотники со временем сделают личный автотранспорт менее востребованным»,— заявил в интервью Bloomberg Рик Паласиос, директор по исследованиям американской консалтинговой компании в области недвижимости John Burns Real Estate Consulting. Эксперты MIT отмечают, что развитие беспилотного транспорта может оказать влияние даже на планировку городов. «Освободившиеся парковочные места на улицах можно заменить на велодорожки или более широкие тротуары, а вместо гаражей и паркингов построить новые жилые дома»,— отмечается в докладе. Евгений Хвостик