Дроны навсегда
Многие современные технологии и девайсы, если немного поскрести, были придуманы десятки лет назад. Дроны — не исключение. При желании, их историю можно возвести аж к середине XIX века, когда во время революции 1848−1849 годов в Италии австрийцы отправили на Венецию воздушные шары без пилотов, но с бомбами, которые автоматически сбрасывались над территорией врага. По крайней мере, таков был план. На практике же ветер во время операции поменялся, и часть воздушных шаров отнесло обратно к австрийцам. Впрочем, уже через полвека после этой неудачной военной операции Никола Тесла продемонстрировал в Нью-Йорке игрушечную лодку с радиоуправлением — так дроны управляются и по сей день. Во время Первой мировой войны американские изобретатели Орвилл Райт и Чарльз Кеттеринг руководили созданием «самолетающей воздушной торпеды», которую прозвали «Жуком Кеттеринга». «Жук» запускался с катапульты, подобно современным дронам. Операторы заранее рассчитывали, сколько оборотов двигателя ему понадобится, чтобы долететь до цели по прямой. После нужного количества оборотов он взрывался. Правда, применения в реальных боевых действиях «Жук» так и не получил: военные сомневались в его надежности и предсказуемости траектории его полёта. Наконец, в 1935 году в Канаде создали беспилотный самолет DH.82 Queen Bee. По виду он был похож на боевую машину, однако был сделан из легких и дешевых материалов для использования в качестве мишени при учениях. DH.82 Queen Bee управлялся по радиосвязи и именно после него за подобными аппаратами закрепилось название дронов — от английского drone, «трутень». В общем, дроны — далеко не новинка. Долгое время они были либо серьезной военной техникой, либо игрушкой для любителей. Однако в последнее время они все чаще используются в мирных и при этом практических целях. «Беспилотники можно использовать в сельском хозяйстве и картографии, строить 3D-модели ландшафта местности по снимкам, полученным с аппаратов, анализировать грунт, посевы и так далее. Кроме того, их можно использовать в качестве базовых станций/ретрансляторов для оперативного развертывания мобильной сети там, где это невозможно. Например, в местах стихийных бедствий или в горах», — говорит Дмитрий Сурков. Подробно том, как и для чего можно использовать дроны и как это делает в России, мы уже писали. Здесь и серьезное промышленное применение, например, осмотр нефтегазовых труб или линий электропередач на предмет повреждений, и спасение людей, и развлечения вроде дронов-официантов. Прогнозируют, что мирная сфера применения дронов будет только расти. Ну, а сами дроны, как и любая технология, будут совершенствоваться. «Два основных направления — это увеличение времени полета и улучшение навигационных систем. Наиболее актуально сейчас компьютерное зрение, анализ видеоизображения в режиме реального времени и навигация аппарата по картинке, отказ от датчиков (GPS). Это позволит стабилизировать аппараты с миллиметровой точностью, вне зависимости от условий, качества датчиков, приема сигнала GPS», — рассуждает Сурков. Кроме того, в России нужно утрясти законодательные тонкости использования. «С эксплуатацией дронов в России есть определенные сложности. Связано это главным образом с непроработанными подзаконными актами. Кроме того, сейчас весьма непросто выяснить, какие структуры занимаются регулированием полетов БПЛА (по крайней мере, для частного лица это почти невозможно). Впрочем, все, что весит до 200 грамм, летает без разрешений», — продолжает Дмитрий. Действительно, необходимость ограничивать свободный полет дронов есть, и не только в нашей стране. В частности она связана с опасностью маленьких потребительских беспилотников для настоящих самолетов. Например, в прошлом году дрон в Москве залетел на территорию Шереметьево, а несколько дней назад в Канаде беспилотник врезался в пассажирский самолет. В обоих случаях ничего страшного не произошло, но если бы дрон попал в двигатель самолета — дело бы кончилось плохо. Кроме того, дроны иногда падают на людей и, конечно же, привлекают преступников возможностью отправлять небольшие посылки или наблюдать за определенной территорией. Дмитрий Сурков — эксперт Олимпиады НТИ для школьников, профиль «Беспилотные авиационные системы».