Нашли крайних: Югорские мэры ответят за терракты?
На проходившей недавно встрече глав муниципальных образований с членами югорского правительства, руководителями региона в адрес мэров были высказаны претензии о работе муниципалитетов в области профилактики и противодействия экстремизма. По крайней мере, такую информацию преподносят некоторые региональные СМИ со ссылкой на инсайдерские источники. В том числе, эти же СМИ, ссылаясь на тех же инсайдеров и закрытый режим совещания членов правительства Югры с главами городов и поселков, обращают внимание, что первый заместитель губернатора ХМАО Алексей Шипилов неоднозначно дал понять, что в муниципалитетах пройдут проверки, по результатам которых будут даны оценки, и выработаны рекомендации, включая кадровые. От мэров потребовали внимательно отнестись к обязанностям в данной сфере, разработать и усилить программы, в том числе, в виде более тесного взаимодействия с общественными организациями. Это совещание стало отголоском кровавого события, произошедшего в Сургуте в 19 августа нынешнего года, когда 19-летний приверженец некоторых радикальных течений Ислама Артур Гаджиев устроил резню, в которой пострадало 8 человек. А запрещенная в России террористическая группировка «ИГИЛ» взяла на себя ответственность за данный терракт. Сам нападавший ликвидирован, ряд его соратников арестованы. Другой вопрос, который можно задать при условии, что «тайное совещание» все-таки было (в чём автор строк мало сомневается) – «А что могут сделать мэры для предотвращения терактов?» Давайте разберем. Мэр, в большей мере, лицо хозяйствующее. Он распоряжается бюджетом муниципалитета, распределяет работы, следит за ходом их исполнения, планирует программы развития и т.п. Иногда разрезает ленточки, выступает с приветственными речами. В общем, функция мало похожая на борца с терроризмом. При главах муниципалитетов, конечно, могут быть созданы специальные советы, куда приглашаются общественные и религиозные организации, представители бизнеса, национальных диаспор, МВД и ФСБ. Безусловно, в некоторых муниципалитетах есть специальные люди, в основном из бывших силовиков, курирующие вопросы взаимодействия города, МВД с диаспорами. У мэрии есть небольшие бюджеты для проведения «профилактических мероприятий» по противодействию распространения наркотиков, экстремизма и терроризма, которые, в основном, идут на распечатку листовок и организацию информационных стендов. И всё! Более у муниципалитетов нет никаких рычагов влияния. Я неоднократно присутствовал на общественных советах при мэрии Ханты-Мансийска с диаспорами и силовиками. Дальше, чем просто «поболтать» о проблемах, дело не доходило. Собрались, отчитались, высказали мнение, разошлись. Глава города на моей памяти не появился там ни разу. За него работали как раз курирующие тему взаимодействия замы. Что может мэр, находясь в таких условиях? Чтобы было действенно – ничего. Он может «до посинения» требовать от лидеров общественности (назовём их так) не нагнетать, искоренять, исключать, выявлять. Но нужно помнить, что террористу на всё эти волеизъявления глубоко «до лампочки». У него другие цели, другие задачи. От тривиальных – борьбы за влияние в городе или в рыночной нише, до полного изменения государственного строя и военных действий. Девяносто девять процентов граждан, это нормальные, адекватные люди, безусловно понимающие пагубность террора и националистических проявлений. Но один процент достаточно легко может устроить массовую бойню с тяжёлыми последствиями. Ни листовками, ни встречами с руководителями их общественных и религиозных организаций, таких людей не переубедишь. У них иные «Ницше» и своя идеология. А на мэра можно абсолютно наплевать, даже если он массово завалит весь город печатной продукцией. Я не буду давать оценок действиям силовиков во время терракта Сургуте 19 августа. Ни до терракта, ни после. Такой уровень не в моей компетенции. Но, что касается требований с глав муниципалитетов «прыгнуть выше головы» — это увольте. Спокойствие граждан в городе, в стране точно не компетенция мэров. Нет у них таких полномочий, и никогда не будет. А любой городской голова отдаст под козырёк, если к нему с просьбой о помощи, о взаимодействии обратится, допустим, руководитель местного отделения ФСБ или начальник УМВД. И как скажут – так и будет. Без вариантов.