«В соседнем доме платят по три тысячи, а мы – по 800 рублей»
Нерасторопность коммунальщиков часто приводит к скандалам с жителями. Новоселы дома 6/1 микрорайона Дружба настолько устали воевать с УК, что решились на непопулярный шаг – самоуправление многоквартирником. Результатом довольны?.. Дом, который начали эксплуатировать в конце 2011 года, вызвал немало нареканий. То дверь где-то заклинит, то найдут мусор, забытый строителями. Лифт в восьмиэтажке вообще не работал. – Полгода мы таскали на себе мебель, строительные материалы и маленьких детей. Все ждали-надеялись, что управляющая компания проснется и вспомнит о нас, – вспоминает Виталий Малый. – Когда терпение иссякло, собрались с соседями и отправились к руководству УК «Новоуренгойский центр недвижимости», потребовали запустить подъемник. Там всю вину свалили на сотрудников лифтового хозяйства… И ничего не произошло. В борьбе за блага цивилизации сложилась команда активистов. Создали совет многоквартирного дома, который быстро сменил управляющую компанию и решил проблему подъема на верхние этажи. В 2013 году создали ТСЖ «Дружный», в котором Малый стал председателем. Разбираться в платежах и нормативах Виталию Александровичу помогал руководитель другого товарищества Анатолий Олейниченко, он же привел коллегу в общественную организацию по защите прав потребителей в сфере ЖКХ. Так глава «Дружного» узнал, как управлять многоквартирным домом и экономить на коммунальных услугах. И решил в первую очередь установить новые общедомовые приборы учета. – От стоимости оборудования ужаснулись – почти 300 тысяч рублей, нам не потянуть! Товарищество только создалось, накоплений никаких, – продолжает рассказ председатель ТСЖ. – Но в ООО «Инженерные Системы» пошли нам навстречу, установили все три счетчика в рассрочку. Скоро «Дружный» погасил платежи, а сотрудничество с этой фирмой продлил, доверив ей обслуживание всех инженерно-технических систем дома. Счетчики же давно оправдали вложения. – В ноябре 2013 года при 145 жильцах мы потребляли 1030 кубов холодной воды. Сегодня в доме живет 217 человек, которые тратят всего 780 кубов. Разница почти 400 кубов!.. – доволен Виталий Александрович. – По электричеству с учетом тарифа «день-ночь» платежи снизились на 15 процентов, по горячей воде – на 20 процентов. Что касается тепла, то эффект, по мнению собеседника, просто сказочный. Соседний дом с аналогичной планировкой и площадью за зимний месяц потребляет 200–250 гигакалорий тепловой энергии, а в «Дружном» получается примерно 80, причем нагрузка делится на все сто квартир. – Соседи заплатили по три тысячи рублей, а мы – 800, – приводит цифры председатель. В этом доме не только квартплата ниже, за некоторые услуги люди вообще не платят. ТСЖ рассчитывается за домофон, содержание общедомового имущества, утилизационные сборы. Даже банковский процент, который возникает при расчетах через карту, жильцам компенсирует товарищество. Общую копилку каждый месяц пополняют 15 тысяч рублей, поступающие от аренды фасада – в ночное время на него проецируется реклама. – Сэкономленные средства отправляем на оперативные нужды. Это ремонт, уборка подъездов, смена лампочек – используем только светодиодные, – рассказывает мужчина. Товарищество гордится высокой платежной дисциплиной, только в двух из сотни квартир затягивают с платежами, пока обходятся беседами. – Без нашего заявления никто не имеет права прийти и отключить должникам услуги, – подчеркивает собеседник. – Мы за своих жильцов несем ответственность, пытаемся урегулировать такие ситуации до ЧП. Показания счетчиков, а также извещения о квартплате, жильцы получают через мобильное приложение. Его разработал Александр Серов, программист, который ведет в ТСЖ бухгалтерский учет на общественных началах. Комментарии ГАРАНТИЯ НА 40 ПРОЦЕНТОВ ЭКОНОМИИ Александр Козий убежден, что будущее – за товариществами. ТСЖ более заинтересованы в благополучном результате и быстрее принимают решения, чем управляющие компании, считает Александр Козий, руководитель ООО «Инженерные Системы». – ТСЖ «Дружный» мы в свое время поддержали, установив в рассрочку общедомовые счетчики и гарантируя более 40 процентов экономии. Не подвели, – говорит Александр Васильевич. И добавляет, что работать с ТСЖ проще, потому что его участникам действительно важно всё, что происходит в доме. ДОЛГОВ ПОЧТИ НЕТ И РАСХОДЫ ПРОЗРАЧНЫ Игорь Косухин считает, чем больше в городе ТСЖ, тем лучше. Высокий уровень ответственности и платежной дисциплины в товариществах ценится особо и на всех уровнях. – Жильцы домов под контролем ТСЖ всегда аккуратны в коммунальных платежах, – говорит Игорь Косухин, начальник департамента городского хозяйства. – У них практически отсутствует задолженность. Всегда доступна информация по финансам, понятно, на какие нужды уходят деньги. Кроме того, ТСЖ гораздо расторопнее УК в решении любых проблем. – Людям по праву можно гордиться своими председателями, членами правления ТСЖ, потому что эта работа требует больших сил и времени, – считает Игорь Владимирович. АГИТАТОР И ПОМОЩНИК НАСТАИВАЕТ НА КОНКУРЕНЦИИ По словам Алексея Фёдорова, в Новом Уренгое насчитывается около 15 ТСЖ. Помогать горожанам объединяться и экономить на «коммуналке» уже четыре года помогает общественная организация по защите прав потребителей в сфере ЖКХ. – Мы проводили ликбезы, тематические семинары по организации товариществ, просвещали, рассказывали о законодательных актах, нововведениях. И продолжаем это делать сегодня, – говорит Алексей Фёдоров, заместитель председателя. Многие ТСЖ выросли из своеобразных домкомов – советов жильцов многоквартирников. Общественники активно участвуют в собраниях, агитируют за объединение жителей, чтобы управляющие компании почувствовали конкуренцию. КРАСИТЬ ПОДЪЕЗД ИЛИ ФАСАД – РЕШАЕМ САМИ Светлана Алферова, жительница дома, считает ТСЖ отличной альтернативой управляющим компаниям, для которых важен только доход. – Мы сообща и, главное, самостоятельно решаем, что важнее сейчас – ремонт подъезда или фасада. Все поломки устраняются без проволочек. У нас отличный дом, в котором жить приятно благодаря ТСЖ, – говорит женщина.