Демонизировать RT может быть контрпродуктивно

В декабре международный российский канал начнет вещание во Франции. Этот настоящий инструмент пропаганды прекрасно умеет обращать критику в свою пользу. Поэтому возможны и более эффективные стратегии, считает эксперт Максим Одине. Российский международный канал RT заставляет говорить о себе. Во время визита Владимира Путина в Версаль 29 мая Эммануэль Макрон, обращаясь к директору французского отделения RT Ксении Федоровой, назвал его «органом влияния и лживой пропаганды». За несколько месяцев до того, 6 января, в американской разведке обнародовали рассекреченный вариант доклада о «начатой Путиным кампании» для воздействия на выборы в США. В частности в нем особо указывался RT (более сотни раз) и его связи с НКО Джулиана Ассанжа WikiLeaks. По самой своей сути, RT стал наиболее заметным инструментом в богатом арсенале общественной дипломатии, которая нацелена на взаимодействие с иностранной аудиторией, усиление влияния России в мире и продвижение ее культуры. Восстановление имиджа страны за границей Система была создана в середине 2000-х годов с нуля (речь идет о RT, называвшемся тогда Russia Today, а также нацеленном на защиту русского языка в фонде «Русский мир» и ряде экспертных групп) или с помощью обновления старых советских структур влияния вроде сети культурных центров и информационного агентства Sputnik, ставшего наследником «Московского радио» («Голос России» с 1993 года). Изначально российская «мягкая сила» носила оборонительный и противодействующий характер, однако сейчас отличается высокой конкурентной динамикой, которая главным образом опирается на информационные структуры. Путь RT отражает эти перемены. Запущенный в 2005 году первый международный канал группы на английском языке стремился восстановить имидж страны, который систематически подрывался за границей. После российско-грузинской войны 2008 года эта не обладавшая особой притягательной силой редакционная стратегия приобрела более агрессивный характер и с тех пор стремится привлечь внимание к предполагаемой однобокости крупных западных СМИ при параллельном расширении международной сети RT. Сейчас группа включает в себя шесть телеканалов и столько же сетевых СМИ, 2 100 сотрудников и десятки страниц в социальных сетях. Она ведет вещание на английском, арабском, испанском, французском и немецком языках. Бюджет вырос по сравнению с начальным в десять раз: в 2017 году RT было выделено 18,7 миллиарда рублей государственных субсидий, в том числе 1,2 миллиарда от Минфина на запуск французского канала в декабре. Проправительственная линия В отличие от международных государственных СМИ основных европейских стран (France 24, BBC World, Deutsche Welle), где обычно существует требование объективности, в RT принята ангажированная, необъективная и легкоузнаваемая редакционная политика, которая неизменно соответствует внешнеполитическому курсу правительства. Это можно рассматривать как плод системы принятия решений в России, которая отличается практически полным отсутствием конкуренции и плюрализма и охватывает инструменты общественной дипломатии точно так же, как и различные органы федерального государства. Кстати говоря, редакция RT даже не пытается этого скрывать. Она признает связи с российским правительством и не пытается претендовать на объективность, которую сама считает консенсуальной иллюзией, уделом лицемерного «информационного мейнстрима». Редакционная политика RT в свою очередь опирается на альтернативное и направленное против «мейнстрима» кредо, которое во многом является инструментом продвижения канала и находит отражение в его девизе Question More (Больше спрашивайте). Кроме того, она может меняться в зависимости от целевой аудитории. Сарказм и самоирония В Европе и США RT стремится направить в нужное для себя русло группы людей нелиберальных и националистических взглядов, возделывая тем самым уже существующую плодородную почву. Он не становится рупором официальной риторики, а под лупой рассматривает эндогенный раскол и кризис либеральной модели, который сейчас переживают общества большинства западных стран. В Латинской Америке и на Ближнем Востоке, где сейчас ведется активная борьба международных каналов, RT завлекает аудиторию антиимпериалистической линией, критикой политического и военного интервенционизма западных держав (это отражается в защите режимов Башара Асада и Николаса Мадуро) и продвижением формирования многостороннего мирового порядка без унаследованных с конца холодной войны односторонних структур. На сыплющуюся со всех сторон критику и обвинения в сотрудничестве с Кремлем RT отвечает сарказмом и самоиронией. «Смотрите RT и узнайте, кого мы собираемся взломать в следующий раз», — гласит вывешенная в нью-йоркском метро реклама RT. Тон всему задает главный редактор канала Маргарита Симоньян, ключевая фигура в российской системе инструментов влияния. В ведомственном плане было предпринято несколько попыток противодействия влиянию канала. Главным ответом западных стран (в таких организациях как Европейский союз и НАТО) стали проверка фактов и формирование оперативных групп для опровержения распространяемой российскими СМИ ложной информации. Как бы то ни было, такой подход не назвать эффективным: он лишь реагирует на события, а также отличается асимметрией, недостаточностью средств и отсутствием доверия у аудитории, на которую нацелен российский канал. RT извлекает пользу из критики С учетом умения RT обращать критику в свою пользу, более правильным ответом было бы принять и открыто заявить, что Россия, как и любое другое государство, имеет право использовать общественную дипломатию для защиты своих интересов, продвижения культуры, ценностей и «голоса» на международном уровне в рамках существующего регламента. Во Франции именно в этом должна заключаться роль Высшего аудиовизуального совета, который может брать пример с действий британских коллег (Ofcom) по отношению к RT UK. Подобная бдительность не мешает донести до широкой аудитории мысль о правительственном и небеспристрастном характере этих инструментов внешней политики или же вести конструктивную критику, подчеркивая, например, неспособность России предложить притягательную модель или привлечь людей за периметром целевой зоны. Как бы то ни было, демонизировать влияние России или преувеличивать его масштабы, безусловно, контрпродуктивно, поскольку лишь позволяет RT получить значительно большую известность и утвердить направленную против «мейнстрима» позицию, которая стала для него брендом и залогом притягательной силы.

Демонизировать RT может быть контрпродуктивно
© ИноСМИ