Парадоксы Горбунова. Ученики талантливого педагога каждый год удивляют мир
Педагог дополнительного образования Центра детского и юношеского технического творчества «Патриот» Нижневартовска Петр Михайлович Горбунов на вопрос, чем гордиться столице Самотлора, отвечает: «Талантливые дети! У меня тут один мальчик знаете, что изобрел?»... «И таких у меня много!» Однажды я спросила у Петра Михайловича, откуда же он берет своих вундеркиндов. - Сами приходят! - просто ответил он. - Но по каким принципам вы их отбираете? - Я не отбираю! - возмутился педагог. - Разве можно детей отбирать? Я всех принимаю. Принять - это, пожалуй, его главный педагогический принцип, единственный секрет. Ведь принимает он ребенка не просто в кружок, а в свою жизнь, принимает каждого сердцем. В небольшой мастерской отделения центра «Патриот» в третьем микрорайоне, куда Горбунов приходит к ребятам на занятия из основного здания дважды в неделю, тесно и шумно от ребячьего гомона. Ребята, ловко орудуя отвертками, паяльниками, что-то бойко обсуждают между собой. Время от времени обращаются к Петру Михайловичу, с которым говорят на совершенно непонятном для меня языке: «Это у тебя земля, а этот отрицательный!» «Ребятишки, потише! - призывает он так мягко и тихо, что сразу ясно: ругаться Петр Михайлович совсем не умеет. Не добившись тишины, объясняет мне: «Я от ребят молчаливости не требую, они от таких требований в школе устают. И меня нисколько не утомляет то, что они шумят. Меня бумажки всякие утомляют». Но как бы ни утомляла работа с документами Горбунова, он научился в ней разбираться настолько, чтобы придумывать, как принять, например, на свои занятия ребенка из Украины или Казахстана. Только детские любознательность и трудолюбие для него ценны. Все остальное - нет. Четырнадцатилетний Денис собирает свой блок питания для ноутбука, объясняет мне, что будет он универсальнее тех, что продают в магазине, продумал все, а Петр Михайлович помогает осуществить задумку. Окончив работу, парень аккуратно раскладывает запчасти по коробочкам, чтобы «завтра долго не искать». Вежливо попрощавшись, уходит. Петр Михайлович, проводив взглядом, говорит: «На учете в инспекции по делам несовершеннолетних парень стоял. Вот привела его мама и плачет: «Если и вы выгоните, я его потеряю!». Да как я его выгоню? И зачем? Вон с каким интересом, выдумкой работает, а мне и радостно!». Охотники за знаниями Педагогом стал Петр Горбунов по чистой случайности. После службы в армии оказался в деревне в горной Башкирии. В маленькой начальной школе работали несколько девчонок. На место директора же глава поселения искал мужчину, которому было бы не страшно носить зарплату - сорок километров по горам. Вот служивого человека Горбунова и назначили. В тот же год он поступил на физмат в Стерлитамакский пединститут. Много лет преподавал ребятам математику, потом работал на производстве и снова возвращался в школу. В Нижневартовск приехал в 1987 году и почти сразу пришел работать в городской дом пионеров. Сначала стал тренером по радиопеленгации. А потом пригласил ребят в кружок радиотехники, которой сам увлекается с детства. В наши дни, когда всем правит цифра, когда в магазинах изобилие самых разных товаров, кому-то может показаться смешным существование кружка радиотехники и юных радиолюбителей. Но именно здесь ребята учатся мыслить как исследователи, ученые, инженеры, достигают успехов в робототехнике. «Меня оценят в XXI веке», «Обретенное поколение», «Национальное достояние», «Первые шаги в науке» - это название всероссийских и международных конкурсов, где воспитанники Петра Михайловича Горбунова завоевывают призовые места и победы. Изучая одну тему, ребята вдруг обнаруживают, что им не хватает знаний из другой, и идут за нужной информацией в очередной раздел учебника. Так они становятся заинтересованными, азартными охотниками за знаниями. Когда исследование выливается в интересные результаты, работа оформляется как проект. При этом само содержание учебника тоже может быть подвергнуто критике. Так появился проект воспитанницы Петра Горбунова «Парадоксы теории электромагнитных волн», занявший второе место на всероссийском конкурсе «Меня оценят в XXI веке». Светлана Усик нашла ошибку в школьном учебнике по физике. Стала победителем престижного конкурса и внучка Петра Михайловича Снежана Горбунова, усовершенствовав люстру Чижевского. Прежняя ионизировала воздух, а разработанная Снежаной Горбуновой очищает от пыли. Взяв за основу то, что все микробы, в том числе и частицы пыли, заряжены положительно, она создала конструкцию, в которой заряженные положительно частицы остаются на фильтре. Другой его ученик Бека Геденидзе придумал электронную трость для слепых людей. В нее встроены ультразвуковые передатчики-приемники. Близкий объект отражается в тросте вибрацией, далекий - гудками. Управляет конструкцией микроробот через систему ГЛОНАСС. Весной на городском конкурсе исследовательских работ научного общества учащихся работа Беки Геденидзе заняла первое место в секции «Инженерные науки в техносфере настоящего и будущего». Имена семиклассницы Софьи Давлетовой, придумавшей электронные игрушки, с помощью которых можно изучать повадки птиц, и одиннадцатиклассницы Снежаны Горбуновой вошли в книгу «Золотое достояние Югры». Он и сам такой Где бы ни был Петр Михайлович в путешествиях, всюду заглядывает в школы - общеобразовательные и высшие. Все любопытствует, какими ресурсами располагает та или иная школа, чем обладает, чтоб вырастить хороших учеников. Удивился тому, что оборудование в электротехнической лаборатории легендарной Бауманки никуда уже не годно: «В нашем нижневартовском университете лучше!» - удовлетворенно подумал. Восхитился производственны комбинатом при общеобразовательной школе в Харбине, где дети занимаются сбором электроники: «Это ж и у нас такое было, называлось УПК. Зачем отказались? Вон у китайцев какие результаты блестящие! Миллион патентов в год защищают против семидесяти тысяч в России». А дальше следует неизменный вывод, который я уже знаю: «Мы не должны отставать, потому что у нас талантливые дети».