Вартан Грегорян, президент фонда «Корпорация Карнеги»: «Образование — шанс на новую жизнь»
Forbes Life расспросил о времени, образовании и преемственности поколений одного из главных экспертов в области филантропии и благотворительности, президента нью-йоркского благотворительного фонда «Корпорация Карнеги», соучредителя гуманитарной инициативы «Аврора», Вартана Грегоряна. Кто такой Вартан Грегорян Будущий президент «Корпорации Карнеги» родился 8 апреля 1934 года в армянской семье в иранском Тебризе. Самый северный из персидских форпостов, Тебриз пережил нашествие монголов и тюркских кочевников, был резиденцией наследных принцев Каджарской династии, столицей государства Севефидов и даже марионеточной просоветской республики, продержавшейся год. История семьи Грегоряна, рассказанная в его автобиографии The Road to Home, напоминает «Сто лет одиночества» на ближневосточный лад. Между двумя мировыми войнами в Тебриз пришла фотография, кинематограф, автомобили, иностранные газеты и мода. К окончанию школы Вартан Грегорян уже перечитал все переводы иностранных авторов, которые сумел найти в епархиальной библиотеке на армянском и фарси. На умного мальчика обратил внимание вице-консул Франции в Тебризе Эдгар Малоян. Малоян предложил ему продолжить образование в Бейруте, который называли Парижем Ближнего Востока, и помог 14-летнему Грегоряну получить иранский паспорт и ливанскую визу. В Бейрутском Collège Arménien его наставником стал Симон Врацян, последний премьер-министр независимой Армянской Республики, упраздненной с установлением советской власти в Закавказье. Грегорян стал личным секретарем и учеником Врацяна, и по окончанию колледжа бывший премьер решил судьбу своего протеже, он отправив его учиться в Соединенные штаты. В Стэнфорде Грегорян, владеющий английским, французским, арабским, фарси, армянским и турецким, был одним из лучших международных студентов. За два года он окончил бакалавриат, а за следующие 6 лет защитил диссертацию по истории и гуманитарным наукам на тему «Традиционализм и модернизм в исламе». Университет Грегорян закончил в 1964-м (с двойной докторской степенью по истории и гуманитарным наукам). За следующие десятилетие иммигрант из Ирана проделал путь от ассистента к декану, возглавив только что открытый факультет искусств и наук Пенсильванского университета. В 1981-м он возглавил Нью-Йоркскую публичную библиотеку. Библиотека в тот момент была на грани банкротства, ее долг составлял $50 млн. Грегорян начал сбор пожертвований, в результате бюджет учреждения пополнился на $327 млн, здания были отреставрированы, в помещениях установлены системы климат-контроля, а в штат набрали 400 новых сотрудников. Библиотека вновь стала одним из главных городских культурных центров. Когда в 1989-м году согласился возглавить Брауновский университет в Род-Айленде New York Times написала: «Нью-Йорк теряет льва». В Лиге Плюща новый президент начал с запуска пятилетней программы, призванной собрать $450 млн пожертвованиями. Собрали в итоге $534 млн. За восемь лет президентского срока Грегоряна эндаумент Брауновского университета вырос вдвое. В 1997 году Грегорян стал 12 президентом «Корпорации Карнеги» в Нью-Йорке, благотворительного целевого фонда, основанного Эндрю Карнеги в 1911 году. Фонд финансирует образовательные проекты, поддерживает становление и развитие демократические институтов и программы по предотвращению насилия и конфликтов во всем мире. Со сталелитейным магнатом и филантропом Эндрю Карнеги Вартана Грегоряна роднит не только эмигрантское происхождение (Карнеги родом из Шотландии), но и уверенность в том, что своему успеху он обязан тем, что родился и вырос в небогатой семье. А также убеждение — успешный человек должен помогать другим. Так, Карнеги создал крупнейшую в США филантропическую организацию, которая основала около 2,5 тысяч библиотек в стране и за ее пределами, центр российских исследований в Университете Гарварда, и инвестировала сотни миллионов долларов в образовательные программы по всему миру. Вартан Грегорян об образовании Человеку нужна перспектива. Одна из самых важных вещей, которую может дать образование — это перспектива. Перспектива прошедших событий, перспектива на будущее и перспектива настоящего. Слишком многие сейчас — узники настоящего. Если прошлое неизвестно, а будущее туманно, людям приходится жить только настоящим моментом! В итоге, они сосредоточены на выживании, не умеют связывать реальность и потенциальные варианты развития. Они получают образование, которое им позволяет двигаться от одной работы к другой и все. Мы живем в эпоху специализации — студенты часто получают специализированное образование для специализированной работы, обслуживающие специальные нужды специализированного общества. Человечество не может выдержать так много специализации и так мало последовательности в развитии. Необходимо образование, которое готовит к жизни, а не к работе. Я верю, что люди — не только социоэкономические единицы, но и духовные создания. В романе «Любовь во время холеры» Габриэль Гарсия Маркес пишет: «Человек не рождается раз и навсегда в тот день, когда мать производит его на свет, жизнь заставляет его снова и снова — много раз — родиться заново самому». Действительно, в течение жизни человек может перерождаться. Именно с этим имеет дело образование — оно готовит человека к перерождению. Выбирая учебное заведение, не смотрите на бренд. Смотрите на преподавателей и выпускников. Кто из Ростовского университета? Кто из Петербургского университета? Кто из Московского педагогического? Есть ли среди них выдающиеся личности? Кто был их научным руководителем? Ориентируйтесь на личности, а не бренды. Грегорян профессиях будущего Предполагается, что самоуправляемые машины скоро заменят водителей. Роботы уже готовы выйти в поля Калифорнии, они даже способны отличать чернику от клубники. Это идеальная рабочая сила: никаких профсоюзов, больничных, страховки. Хорошо, а люди чем будут заниматься? К этому сводится вопрос о будущих профессиях и будущем нашего общества. Мой совет — будьте любознательными. Любознательность рождает открытия, а открытия рождают технологические революции. Галилей никогда не думал: «Окей, как бы мне создать автомобиль?». В своем увлечении технологиями мы стали ставить их выше науки. Если вы недостаточно квалифицированы и компетентны, не бойтесь сказать об этом. Читайте биографии людей. Читайте историю компании-работодателя, прежде чем соглашаться на работу. Кто работал до тебя? Где он сейчас? И еще один совет, который я даю всем — закройтесь в своей комнате и на листе бумаги напишите, кем хотите стать. А ниже — свои сильные и слабые стороны. Через месяц попробуйте снова. Прочтите, что пишите, и узнаете себя гораздо лучше. Человеку нужно видеть свое истинное лицо, а не социальную роль. На этом листе бумаги вы не будете пытаться произвести впечатление на женщин, мужчин, родителей или друзей. Это будет правда, и так вы узнаете, чего на самом деле хотите. Грегорян воспитании сыновей У меня три сына. Старший Ваге — спортивный журналист Kansas City Star, он освещал шесть Олимпийских игр и номинировался на Пулитцеровскую премию. Арташес — тоже журналист, редактор New York Daily News. Раффи работает в Госдепартаменте США, он несколько лет служил первым заместителем Верховного представителя по Боснии и Герцеговине. Когда мои сыновья подросли, я сказал им: «Я оплачу ваше образование, но как только вы закончите обучение, вы должны пойти работать. Можете выбрать любую работу, которая удовлетворяет четырем требованиям. Работа должна вам нравиться, вы должны справляться с ней, она должна быть законной и этичной. Я никогда не спрашивал своих детей: «Сколько денег ты будешь зарабатывать на этой должности?».