«Мы не дремлем»: в Калининградской области усилен контроль за застройкой прибрежных городов
«Никому не нравится точечная застройка» В Калининградской области дан старт масштабной работе по стратегическому планированию застройки муниципалитетов, рассказал врио заместителя председателя регионального правительства Гарри Гольдман в минувшую пятницу, 6 октября, в ходе делового завтрака в «Российской газете». Вместе с архитекторами разрабатываются концепции развития территорий, на основе которых вносятся изменения в существующую градостроительную документацию или создается новая, пояснил врио вице-губернатора. Он сообщил, что в этом году из областного бюджета выделено 29 млн рублей на разработку генеральных планов, правил землепользования и застройки муниципальных образований, а также местных нормативов градостроительного проектирования. В частности, генпланы разрабатываются для шести малых городов. В проекте бюджета до 2020 года на продолжение этой работы предусмотрено 67 млн рублей. «Поменялся сам подход. Мы не просто создаем концепцию и говорим: «Теперь будете жить по этим правилам», а нам инвесторы отвечают, что не будут, потому что концепция не соответствует их экономическому виденью. Мы собираем инвесторов, глав муниципалитетов, архитекторов и находим такие решения, которые действительно будут реализованы. Мы не стремимся просто прописать какие-то неживые правила», – отметил Гарри Гольдман. Концепции, по его словам, должны органично вписать новые объекты в существующую окружающую среду и обеспечить перспективу развития муниципалитетов. Особое внимание при этом уделяется развитию малых городов, расположенных на побережье Балтийского моря. По словам Гарри Гольдмана, власти нацелены на комплексное развитие данных территорий. «Никому не нравится точечная застройка, особенно малых прибрежных городов, которые славятся своей архитектурой, имеют рекреационное назначение, поэтому этот вопрос стоит на особом контроле, – сказал врио зампред правительства. – Губернатор каждые выходные объезжает прибрежные города. Мы вместе их обходим, смотрим, как идут работы». Гольдман отметил, что и точечная застройка должна вписываться в общий архитектурный ансамбль. «Инвестор обещает 1,5 млн туристов» Напомним, с начала текущего года правительство Калининградской области жестко регулирует застройку в регионе. Согласно принятому в прошлом году закону о перераспределении полномочий, основные вопросы в сфере градостроительной политики муниципалитетов решаются на региональном уровне. В том числе, разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию теперь выдает Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию. Более того, в закон вносятся поправки, которые позволят субъекту изменять утвержденную муниципалитетами градостроительную документацию. Глава областного агентства по архитектуре Наталья Васюкова подчеркнула, что законодательство по инициативе правительства было изменено не просто для того, чтобы отобрать у муниципалитетов разрешительные функции в сфере строительства, а для того, чтобы навести порядок в этой области. «Комфортная среда, высотность зданий и прочие параметры закладываются не на стадии выдачи разрешений – на этой стадии что-то изменить уже очень сложно, только путем переговоров с застройщиками. Все это надо закладывать в генпланах, в правилах землепользования и застройки, в документации по планировке. Наша основная задача – сделать данную работу как положено», – сказала Васюкова. Глава агентства пояснила, что на сегодня генеральных планов развития нет ни у одного недавно образованного городского округа. Реорганизация муниципальных образований в округа ведется в области с 2013 года. «Одним из первых образовался Гусевский городской округ. Так вот генплан пришлось делать нам, потому что на протяжении четырех лет он сделан не был. Мы начали эту работу, разрабатываем все необходимые документы», – сообщила Наталья Васюкова. Всего в этом году будут подготовлены генпланы для шести муниципалитетов, два из них уже находятся на рассмотрении. Готова градостроительная концепция развития центральной части и первой прибрежной полосы Светлогорска, рассказал Гарри Гольдман. Аналогичные проекты будут реализованы для развития Пионерского, Зеленоградска и других населенных пунктов, расположенных на балтийском берегу. Уже есть предварительные договоренности с инвесторами о строительстве круглогодичной водогрязелечебницы в Светлогорске, СПА-комплекса и яхтенной марины в Зеленоградске, создания крытого комплекса горнолыжных горок в поселке Отрадном, а также поля для гольфа между Светлогорском и Пионерским. Также рассматривается возможность реализации еще одного большого проекта, который, как ожидается, удвоит количество туристов в области. «Инвестор обещает самостоятельно доставить 1,5 млн туристов. Он хочет построить туристический городок – отели и инфраструктуру, у него свои самолеты. Этот инвестор ежегодно возит 5 млн туристов в Сочи, и сейчас он хочет зайти на рынок Калининградской области, – сообщил Гарри Гольдман. – Что же касается Пионерского, то там очень многое зависит от развития порта. Пока ждем». «Жители тоже оценят концепцию» Пионерский – это особый случай, отметили представители регионального правительства. Как писал «ФедералПресс», до конца года в этом городе должно начаться строительство морского терминала – соответствующее поручение дал президент Владимир Путин 16 августа на совещании по развитию транспортной инфраструктуры СЗФО. Планируется, что терминал сможет принимать 225 тысяч круизных и 80 тысяч паромных пассажиров в год. К порту должна быть реконструирована дорога, против строительства которой выступают городские активисты. Центральная улица города – это единственный подъезд к месту строительства международного морского терминала. Решение о реконструкции узкой, покрытой брусчаткой дороги, как сообщили в Министерстве развития инфраструктуры Калининградской области на запрос «ФедералПресс», было предусмотрено генеральным планом городского округа, утвержденным еще в 2008 году. «Учитывая мнения жителей города Пионерского, в процессе проектирования расположение трассы менялось с тем, чтобы максимально снизить влияние на районы жилой застройки. Вопросы об изменениях обсуждались на публичных слушаниях в октябре 2015 года и в апреле 2016 года. Выбранный проектировщиком вариант прохождения городской магистрали затрагивает наименьшее количество жилых домов, а также земель, находящихся в частной собственности, строительство при этом доставит минимальный дискомфорт для населения городского округа», – говорится в ответе, подписанном врио министра развития инфраструктуры Еленой Дятловой. Противники строительства дороги предложили проложить трассу к порту в объезд Пионерского, через другой населенный пункт. Однако, как пояснили в министерстве, на разработку новой проектно-сметной документации потребуется не менее полутора лет. «Кроме того, стоимость последующего строительства такой дороги оценочно может составлять до 1,5 млрд рублей. Поэтому объездную дорогу целесообразно рассматривать как альтернативную для обеспечения в будущем функционирования грузовой составляющей терминала и с целью разгрузки уличной дорожной сети Пионерского», – считают в региональном министерстве развития инфраструктуры. Как сообщил главный архитектор Калининградской области Евгений Костромин, концепция развития Пионерского будет обсуждаться с населением: «Мы встречаемся и с главой, и с проектировщиками, и с инвесторами. Будем участвовать в общественных обсуждениях этого проекта, чтобы жители тоже оценили эту концепцию и внесли свои предложения». «Создать не барьеры для застройщиков, а комфортную среду» Ранее в разговоре с журналистом «ФедералПресс» Елена Дятлова предположила, что в Пионерском ситуация искусственно нагнетается. «Жителям Пионерского нужно расширение порта – это новые рабочие места. Если же мы говорим, что Пионерский – это курортный город, то его архитектурный облик должен соответствовать этому понятию. А сейчас мы наблюдаем там самозахват территории с разбивкой огородов в центре города. Думаю, жители любого другого города области, узнав том, что на обустройство улично-дорожной сети будет выделен миллиард рублей, сказали бы «Большое спасибо!». Возможно, недовольство частично вызвано тем, что самозахват земель будет прекращен. Аналогичные процессы проходили и в Гурьевске. Так или иначе, процесс преобразования в Пионерском происходить будет», – сказала врио министра развития инфраструктуры. К слову, в конце марта Светлогорская межрайонная прокуратура выявила в Пионерском городском округе факт неправомерного распоряжения земельными участками общей площадью более 114 тысяч квадратных метров. Прокуратура потребовала вернуть в муниципальную собственность 56 земельных участков, которые не подлежат приватизации, так как находятся в границах курорта и относятся к зоне особо охраняемых территорий. Жилая застройка в таких зонах запрещена. В этом случае суд по заявлению прокурора запретил отчуждать участки и регистрировать договоры долевого участия в строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости на этих территориях. Но, как признал Гарри Гольдман, далеко не во всех случаях вышестоящие инстанции могут вмешаться. «В отношении разрешений на строительство, которые были выданы ранее, очень трудно что-либо сделать. Но мы не дремлем. Если видим, что допущены нарушения, конечно, реагируем. Если нарушено законодательство, реагируем достаточно жестко – останавливаем строительство или не даем начать», – заверил врио вице-губернатора. В свою очередь Наталья Васюкова подтвердила, что были случаи, когда главам администраций направлялись требования об отмене ранее выданных разрешений на строительство. «Мы же за 9 месяцев не выдали ни одного разрешения с отклонением от предписанного стандарта, особенно по этажности», – заявила глава областного агентства по архитектуре. При этом она рассказала, что с правилами землепользования и застройки в Калининградской области не все ладно. «В соответствии с федеральным законодательством, в правилах должны содержаться все необходимые регламенты, в том числе для того, чтобы любой инвестор мог ознакомиться с участками и понять, что там можно строить и что нельзя. Так вот в нашей области ни одна территориальная зона, которая содержится в правилах, не поставлена на кадастровый учет. Это элементарное неисполнение законодательства, – пояснила Наталья Васюкова. – Мы не закладывали данную работу на этот год, но на сэкономленные деньги, которые нам разрешил использовать губернатор, по шести муниципалитетам мы вносим в кадастр территориальные зоны с их ограничениями». Работа по упорядочиванию градостроительной деятельности в регионе продолжится. При этом, как отметил врио зампред правительства, ужесточение контроля не означает, что правительство Калининградской области оказывает давление на участников строительного рынка. «Мы ответственно подходим к вопросам высотности, плотности застройки, архитектурного облика. Жестко следим за тем, чтобы работы велись согласно выданному разрешению на строительство. Но наша цель – создать не барьеры для застройщиков, а комфортную среду для горожан и дать возможность бизнесу развиваться в рамках законодательства», – резюмировал Гарри Гольдман.