Доля профилактических мероприятий в работе инспекторов составит более 50%
Баланс профилактических и надзорных мероприятий в работе контрольно-надзорных органов в ближайшие несколько лет должен радикально сместиться в сторону профилактики и предотвращения нарушений на поднадзорных объектах. Для того чтобы перестроиться на новый формат работы, инспекторы пройдут дистанционное обучение. А лучшие практики надзорных органов в области профилактики нарушений разместят на специализированном портале контроль-надзор.рф, где размещается вся информация о ходе реформы госконтроля. Такие задачи поставил куратор реформы, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов 11 октября на семинаре по вопросам внедрения Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований. Сам стандарт не является догматичным и будет постоянно совершенствоваться с учётом лучших практик и обратной связи, подчеркнул министр. Стандарт комплексной профилактики нарушений обязательных требований был одобрен в сентябре проектным комитетом реформы контрольно-надзорной деятельности. Он фиксирует принципы перехода от «палочной» системы к партнёрской, от выявления уже случившихся нарушений к их предотвращению. Стандарт предусматривает размещение в открытом доступе проверочных листов — списков контрольных вопросов, которые используют инспекторы в ходе проверок; консультирование предпринимателей и проведение публичных балансовых мероприятий по итогам проверок; поощрение добросовестных предпринимателей; введение досудебной процедуры урегулирования споров, а также использование инструментов общественного контроля эффективности контрольно-надзорных органов. По словам Михаила Абызова, несмотря на то, что в рядеконтрольно-надзорных органов ранее уже использовалисьнекоторые инструменты профилактики, цельной системы профилактических мероприятий, которая бы включала обучение персонала профилактике нарушений, элементы анализа результативности и эффективности профилактических мероприятий, — в государственной системе контроля и надзора ни на федеральном, ни на региональном уровне не существовало. При этом и международная практика, и наше общее понимание задач реформы контроля и надзора показывает, что баланс контрольно-надзорных мероприятий, связанных с проверкой исполнения обязательных требований, и баланс профилактических мероприятий, направленных на подготовку и обучение поднадзорных субъектов работе по выполнению этих требований, должен значительно смещаться в сторону профилактики. Ещё год назад по нашим замерам этот баланс составлял 90-95% в пользу привычных для нас контрольных мероприятий, и только 5-10% были связаны с профилактическими мероприятиями. Сейчас наша задача — этот баланс радикально изменить. В ближайшее время, ближайшие 3 года — год доля профилактической работы в работе инспекторского состава должна составлять более 50%», — заявил министр. Характер взаимоотношений между надзорами и субъектами изменяется, он становится партнёрским, считает Михаил Абызов. Этому способствует и проведение в территориальных органах ежемесячных обсуждений правоприменительной практики, в которых участвуют инспекторы, предприниматели и руководство регионов. Главная задача — не выявить и наказать, а предотвратить нарушения, ликвидировать риск возникновения ущерба и вреда для жизни и здоровья, подчеркнул министр. Для этого нужно разъяснять бизнесу тонкости нормативно-правовой базы, содержащей требования. Стандарт по профилактике Михаил Абызов рекомендовал дополнительно представить в формате «весёлых картинок», инфографики, визуализировать его и сделать понятным для инспекторов и руководителей терорганов. Министр отметил, что большое внимание будет уделено обучению сотрудников надзорных органов профилактической работе. В этом году у нас разворачивается большая программа по обучению руководителей терорганов и инспекторского состава. На следующий год поставлена очень амбициозная задача — обучить более 25 тыс. инспекторов в дистанционном режиме через единую платформу обучения. Обучить — это не значит заставить их посмотреть какие-то презентации. Это значит провести аттестацию и анкетирование, которые показали бы, насколько эффективно это обучение. Главное — сделать этот инструмент не теоретическим, а максимально практично ориентированным», —подчеркнул Михаил Абызов. Вопрос совершенствования контрольно-надзорной деятельности является предметом постоянного внимания главы государства, подчеркнула заместитель полномочного представителя президента РФ в Центральном федеральном округе Ольга Атюкова. Она напомнила, что ещё в 2012 году президент отмечал, что число проверок не является показателем эффективности работы контрольно-надзорных органов. Этот показатель, по её словам, нужно оставить только для расчёта численности чиновников. Стандарт, по её мнению, станет помощником для инспекторов. Надзорным ведомствам необходимо разрабатывать ежегодные программы профилактики нарушений, отметил, в свою очередь, начальник управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Генеральной прокуратуры Алексей Пухов. Эти программы не должны повторять то, что было написано год назад, они должны меняться с учётом сложившейся практики, указал он. Генпрокуратура, по его словам, будет следить за соблюдением положений стандарта. Лучшие практики надзорных органов по профилактике нарушений должны размещаться на портале реформы контрольно-надзорной деятельности контроль-надзор.рф, считает Михаил Абызов. Пока соответствующие разделы сайта не заполнены, заметил министр. На этом ресурсе должна появиться база лучших практик по профилактике. Нужно обязать надзорные ведомства собрать по своим территориальным органам 5-7 лучших практик и выгрузить их на сайт. Это послужит мотивацией для других надзорных органов», — считает Михаил Абызов. Он также предложил провести в течение года конкурс среди сотрудников органов госконтроля и наградить правительственными грамотами тех, кто отличился в проведении профилактических мероприятий. Министр также высказался за то, чтобы возродить советскую культуру размещения плакатов о соблюдении правил безопасности в разных сферах и показа соответствующих видеороликов в общественных местах. В ходе семинара представители контрольно-надзорных органов рассказали о своём видении профилактической работы, а также о проблемах, с которыми они сталкиваются. Глава Росздравнадзора Михаил Мурашко, в частности, отметил важность для отрасли такого формата, какинспекционные визиты. Руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт, в свою очередь, заявил о проблеме«госрегулирования, которое не регулирует». Часто наказание за нарушения, по его мнению, минимально, а потери несоизмеримо велики. Он также предложил проанализировать эффективность процедуры ОРВ, которая, по его словам, может быть использована как инструмент коррупции и лоббирования. Мы должны нормативную базу сделать таким образом, чтобы у нас был полный инструментарий. Контроль должен быть разумным и прозрачным, чтобы мы, с одной стороны, обеспечивали безопасность, с другой —не формировали бы элементы злоупотреблений, коррупции и административного давления. Нам нужен не слабый контроль, не репрессивный контроль, а умный контроль. Все должны включить голову», —заключил Михаил Абызов.