«Нескучными» путями. Насколько доступны социально значимые маршруты Майкопа
На проезжей части - человек в инвалидном кресле, движущийся в окружении машин - картина, которой майкопчан не удивить. Общественники Адыгеи с помощью людей с ограниченным возможностями здоровья провели мониторинг социально важных маршрутов. Наказ президента Решение проблем инвалидности относится к числу приоритетов государственной социальной политики. Об этом сказал президент России Владимир Путин на «Форуме действий» в Москве. По словам главы государства, доступность услуг для инвалидов - это один из показателей здоровья самого общества. К этой проблеме нужно привлекать внимание чиновников разного уровня: и муниципальных, и региональных, и даже федеральных. Президент предложил ввести в методики независимой оценки качества, разработанные федеральными ведомствами, показатель доступности услуг для инвалидов. А как быть с возможностью этими услугам воспользоваться? Насколько доступны конкретные социально значимые маршруты для людей с ограничениями здоровья, выясняли и активисты, и журналисты. Всего в мониторинге социально значимых маршрутов приняли участие 17 человек - инвалиды 1 группы. Было обследовано 30 маршрутов, из них 20 пешеходных, два - с поездками на низкопольном троллейбусе, четыре - с поездками на личном транспорте и столько же - с поездками на «Социальном такси». Однако «минусы» мониторинга начинались ещё у входа в подъезды многоквартирных домов, во многих из которых отсутствуют пандусы, а пути передвижения во дворе дома можно назвать «частично доступными». На вопрос, ощущают ли участники мониторинга зависимость от степени доступности окружающей среды, 12 человек ответили утвердительно. И, судя по качеству маршрутов, зависимость эта, скорее, негативная. Путевые заметки Путь от дома к рынку, к аптеке, к супермаркету - ежедневный маршрут для здорового человека - для людей с ограниченными возможностями здоровья становится испытанием, иногда с риском для жизни. «Я ехал по двум маршрутам: первый - от дома по ул. Победа к развлекательному центру по у. Краснооктябрьской, а второй маршрут - от дома к гипермаркету по ул. Привокзальная. На первом маршруте пандусы и тротуарная плитка не соответствуют ГОСТам. Из-за слишком высоких пандусов на перекрёстках, из-за неровностей покрытия, которые превратились в канавы на левой стороне тротуара по ул. Некрасова, приходилось передвигаться по маршруту прямо на проезжей части», - рассказал участник мониторинга, «фронтовик» Дмитрий Малина. Его второй маршрут к гипермаркету был не лучше: проходил практически по бездорожью - на пути к большому магазину вообще нет тротуарной дорожки. Маршрут ещё одной участницы мониторинга - майкопчанки Натальи Шабалиной - проходил от дома на ул. Тургенева, 77 к рынку ЦКЗ. - Во-первых, у нашего дома разбита дорога-гравийка, яма на яме. Бьются коляски и социальное такси, которое вызываем. По тротуару ехать было невозможно, так что маршрут преодолевала по проезжей части. Когда переезжала железную дорогу, коляска застряла на середине. Спасибо, люди помогли. Оттуда опять - на проезжую часть. Мне машины сигналят - помеху создаю, сама рискую. А что делать? Еду! - обречённо рассказывает участница мониторинга. Каждый раз поездка за продуктами оборачивается для неё мучением. Двери в магазинчики на рынке ЦКЗ узкие, не въехать. Хорошо, если продавцы отзывчивые, спросят, что нужно, и продукты вынесут. А там, где большой ассортимент, не каждый идёт навстречу. Хотя к почтовому отделению без посторонней помощи там не проехать, к кафе неподалёку от рынка - тоже. По мнению участников мониторинга, эффективной работу по программе «Доступная среда» назвать пока нельзя. Засилие личного транспорта и его беспорядочная парковка во дворах, на улицах и тротуарах - также проблема для слепого человека. Остаются и проблемы федерального значения. «Если говорить о качестве услуг, инвалид I группы не может взять в кредит стиральную машину или холодильник. Сотрудники банка объясняют это тем, что инвалид I группы - «клиент повышенного риска». И факсимиле, которым пользуются инвалиды, банк не принимает. По этим же причинам люди с проблемами зрения не могут застраховать свою жизнь, не имеют права заключать договора. Разве это не ограничение их гражданских прав?» - считает председатель городской организации ВОС Майкопа Алексей Хлопов. Съезда не будет? Превращению Майкопа в доступную среду не всегда помогает текущий ремонт автодорог. По закону, съезды с тротуаров должны иметь уклон не более 1:10, как у пандуса и ширину не менее 90 см. Кроме того, во всех местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортовых камней тротуара должна быть не менее 2,5 см и не превышать 4 см,. А пониженный бордюрный камень должен окрашиваться ярко-желтой (или белой) краской. Контрастная окраска помогает ориентироваться людям с дефектами зрения и одновременно указывает тем, кто передвигается на костылях и в инвалидных колясках, места возможного схода-захода на тротуар. Сейчас в Майкопе по ул. Курганная завершается ремонт дорог. Но, видимо, закон для дорожных служб Майкопа не писан. Контрастная окраска пониженного бордюра на только что отремонтированных съездах на перекрёстках по ул. Курганная - Титова, Курганная - Патриса Лумумбы, Курганная - Карла Маркса отсутствует. Кроме того, не на всех перечисленных перекрёстках понижен бордюрный камень и отмечен пешеходный переход. На «отлично» отремонтированный перекрёсток ул. Курганная-III Интернационала мог бы стать образцом для подражания, однако стал скорее исключением из общего правила недоделок. «Для обеспечения безопасности пешеходов на дорогах и уменьшения числа ДТП в городе мы решили уменьшить количество переходов, что не противоречит нормам ПДД. Именно поэтому на перекрёстках в районах улиц Курганной, Пролетарской и Хакурате оборудованы переходы с понижением камня только на одной стороне», - уточнил заместитель руководителя управления ЖКХ и благоустройства администрации Майкопа Александр Лебедев. Однако, по мнению людей с ограниченными возможностями здоровья, такие методы профилактики аварий делают передвижение по городу малокомфортным.