Войти в почту

Почти как для Сталина. В Самаре восстанавливают подземный бункер Жукова

Тихое уютное место на городской окраине. В XIX веке здесь стояли купеческие особняки. После революции судьба дачи Курлиной, построенной в мавританском стиле, тесно переплелась с военными. В 1929 году прилегающие участки были переданы в ведение ПриВО, а в 1934 они были объединены в санаторий. Долгие годы здесь поправляли здоровье военные и члены их семей. В марте 1961 года здесь отдыхал первый отряд космонавтов, в том числе и Юрий Гагарин. Секретный объект Считается, что в годы Великой Отечественной на этом месте был построен подземный бункер для размещения в нем штаба армии. Бункер «А» (так по-другому называют «бункер Жукова»), общей площадью более 900 кв. м имеет запасной выход к реке Волга. Глубина сооружения составляет 30 метров. Кстати, аналогичное сооружение, возведенное в Куйбышеве для Сталина, имеет глубину 37 метров. По некоторым данным, строительство бункера началось в ноябре 1941 года. Однако, пока, по словам историков, документальных подтверждений этому нет. Глеб Алексушин сильно сомневается, что это сооружение было построено во время Великой Отечественной войны. «У нас три «официальных» документально подтверждённых бомбоубежища – бункер Сталина, бункер Берии на Хлебной площади, бункер Калинина (под площадью Куйбышева). Все они находятся в центре города. Не было никакого резона строить подобное сооружение на окраине Самары. В том районе не предполагалось размещение советских руководителей. Это бомбоубежище скорее всего построено после войны. По моим данным в 1929 году санаторий ещё не принадлежал наркомату обороны. А вот когда там стало располагаться минобороны, появился этот объект ГО», - поясняет свою точку зрения учёный-историк и краевед. Архитектор Никита Бондарев рассказывает, что до 1974 года здесь был заглублённый командный пункт, где проходили учения и отработка действий противовоздушной обороны. Позже военные покинули бункер. С тех пор он находился в запустении. Много лет его подтапливали грунтовые воды. За двадцать лет вандалы и охотники за металлом забрали самое ценное. Бункер долгое время был излюбленным местом игроков в «Дозор» и диггеров. В этом году его силами военных привели в порядок. Откачали воду, вывезли 30 КамАЗов лома и мусора, укрепили лестницы. До музейного лоска пока далеко. Помещение нуждается в реставрации. Сохранились и аутентичные элементы - часть лепнины в центральном зале, фрагменты паркета и голубой штукатурки. В отдельном помещении стоит дизельный двигатель «Сталинец». С его помощью вырабатывалось электричество, циркулировал воздух по вентиляционной системе, от него же могли питаться насосные установки, которые не давали грунтовым водам затопить бункер. Сотрудники санатория делают всё возможное, чтобы вдохнуть в уникальное подземное сооружение вторую жизнь. Объект вновь вернулся в ведомство минобороны. Есть надежда, что заброшенный бункер превратится в музейный комплекс. Часть помещений будущего музея отдадут под экспозиции поисковым отрядам. Своя колея? В одном из помещений бункера осталась затопленная лифтовая шахта, из которой ещё предстоит откачать воду. Военные, которые много десятков лет по долгу службы спускались на ней, утверждали, что внизу, на неизвестной глубине есть ещё один этаж. Что там - никто из них не знал. Никита Бондарев предполагает, что этот уровень связывает «бункер Жукова» с остальными подземными строениями Самары - узкоколейной железной дорогой. «Многое ещё предстоит исследовать и мы в начале этого пути. Есть легенда, что существует 11 километровая узкоколейная железная дорога, которая соединяет этот бункер с бункерами Сталина и подтопленным бункером Берии на Хлебной площади» - делится архитектор. Однако блогер и исследователь самарского подземелья Евгений Синюков опровергает эту информацию. По его мнению по всем правилам военной фортификации не логично соединять эти объекты единой транспортной сетью. Но в любом правиле могут быть исключения. Подземная Самара - вся на слухах. Согласно одному из них существует узкоколейка от бункера Жукова к сокскому подземному «холодильнику». В художественном романе Сергея Палия «Безымянка» как раз описывается это подземное сооружение и железная дорога. Главные герои как раз садятся на эту «узкоколейку» и по ней доезжают до знаменитого госхрана.

Почти как для Сталина. В Самаре восстанавливают подземный бункер Жукова
© АиФ-Самара