Такси уже на подлете
В мире началась гонка изобретений воздушного транспорта Крупнейшие технологические и транспортные компании пытаются найти новые способы борьбы с пробками. Boeing, Uber и Airbus хотят дать жителям мегополисов возможность преодолевать заторы во воздуху. Некоторые из них летающих будут еще и беспилотными. Уже в следующем году в небе над Дубаем можно будет увидеть необычный летательный аппарат с кабиной, как у вертолета, и 18 пропеллерами. Этот аппарат может стать новым видом общественного транспорта — беспилотным летающим такси. Таким образом власти Дубая пытаются решить проблему плотного дорожного движения в быстрорастущем городе, а заодно и показать всему миру, какой город является самым продвинутым в плане технологических решений. Volocopter 2X — летательный аппарат, разработанный одноименной немецкой компанией и способный перевозить до двух человек. Ему не требуется пилот, он может совершать полет длительностью до 30 минут. Свой тестовый полет Volocopter совершал без пассажиров, но уже с аварийным комплектом на случай внештатной ситуации — резервный аккумулятор, винты, а также два парашюта. Власти Дубая уже работают над нормативной базой для осуществления полетов таких БПЛА. Город может стать первым в мире, где будет запущена подобная транспортная система. Но параллельно такие проекты разрабатывают и ведущие международные корпорации. На этой неделе о создании собственного летательного аппарата, который будет использоваться в качестве воздушного такси, объявил европейский авиаконцерн Airbus. Специальное подразделение компании успешно протестировало винтомоторную установку, которая позволит летающему такси вертикально взлетать и садиться. Это важно в условиях плотной городской застройки, где места для разгона летательного аппарата просто нет. Летающее такси от Airbus вместительнее конкурента от Volocopter — четыре человека, однако его первый испытательный полет намечен только на 2018 год. Запустить его в серию компания намерена только в 2023 году. Помимо Airbus над созданием летающих такси трудятся более десятка технологических компаний по всему миру. Среди них, например, немецкий стартап Lilium, который в апреле этого года уже провел тестовый полет своего летающего такси — правда, с пилотом. В начале сентября компания привлекла $90 млн от инвесторов, среди которых оказался и китайский телекоммуникационный гигант Tencent. На днях в гонку по созданию беспилотного летающего такси включился и Boeing, объявивший о приобретении американской Aurora Flight Sciences. «Мы не можем предсказать, каким будет будущее. Но какими бы ни были путешествия по воздуху в будущем, мы хотим быть лидерами в этой сфере»,— заявил технический директор Boeing Грег Хислоп сразу после объявления о сделке. На счету Aurora уже более 30 беспилотных летательных аппаратов, запущенных в воздух. В апреле эта небольшая компания провела испытательный полет и беспилотного летающего такси. При этом Aurora уже работает с Uber и намерена поставить мобильному сервису 50 своих аппаратов уже к 2020 году. Не остаются в стороне и московские власти. В июле этого года руководитель столичного департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Алексей Фурсин заявил, что одна из компаний «Сколково» работает над созданием летающего такси для Москвы. «Производство и сборка вся в Москве. Более того, на сегодняшний день компания имеет несколько патентов, в том числе по созданию аэротакси. В отличие от зарубежных аналогов, он может как подниматься, так и садиться на парковку для автомобилей»,— отмечал Фурсин. Эта разработка пока остается проектом будущего — никаких сроков проведения хотя бы тестовых полетов летающего такси из «Сколково» названо не было. Кирилл Сарханянц