Старикам ищут место
В правительстве работают над стандартами пожизненного ухода за пожилыми и инвалидами Пилотные проекты по долговременному уходу за пожилыми людьми и инвалидами будут запущены в российских регионах с начала 2018 года. НКО неоднократно заявляли, что в России отсутствует современная система постоянного социального сопровождения пожилого человека или инвалида, которая позволила бы обеспечить ему «адекватное качество жизни». Как стало известно “Ъ”, до конца года Минтруд и Минздрав должны представить проект стандарта такого ухода. За известными Ъ положениями этого плана не просматривается какой-либо взгляд на устойчивую социальную политику в этой сфере. К концу года в России должен появиться проект стандарта по уходу за пожилыми людьми и «другими лицами, нуждающимися в уходе». Такое поручение Минтруду и Минздраву дано по итогам заседания совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, который возглавляет вице-премьер РФ Ольга Голодец (документ есть в распоряжении “Ъ”, заседание состоялось в конце сентября). В поручении отмечается, что стандарты должны разрабатываться при участии профильных социально ориентированных НКО. Кроме того, поручено доработать профессиональный стандарт «Специалист по уходу». «Сейчас у нас нет в общепринятом в мире понимании системы долговременного ухода за пожилыми людьми и всеми, кто в нем нуждается, есть лишь разрозненные элементы,— объяснила “Ъ” детали поручения член совета, участник его секции “Старшее поколение”, руководитель фонда “Старость в радость” Елизавета Олескина.— В России нет единых стандартов ухода, нет нормальной типизации потребности в уходе, отсутствует приемлемая маршрутизация людей между учреждениями, очень плохо обстоит дело с обучением персонала». «Сейчас у нас любой человек может попасть в больницу, будет выписан из нее в лежачем состоянии, и социальные службы узнают о нем только через несколько недель или вообще не узнают,— добавила она.— В результате человек не получит никакого ухода, а отсутствие ухода после проведения дорогостоящей операции помешает его выздоровлению, потому что нет налаженной системы дальнейшего ведения такого больного». Доля граждан старше трудоспособного возраста в РФ, по оценке Росстата, составляет 23,5%. Если в 2006-2016 годах общая численность жителей России увеличилась на 2%, то рост пожилого населения за тот же период составил 20%. В результате если в 2006 году на 1 тыс. человек трудоспособного возраста приходилось 326 человек старше трудоспособного возраста, то в 2015 году — уже 412 человек. Число пожилых россиян зависит от региона: на востоке их доля меньше (ниже 22,5%), на западе — выше (24,5% и более). Хотя пока правительство не обозначает размеры расходов на пожилых в рамках новых стандартов обслуживания, можно предположить, что они будут невелики. В перспективе недостаток средств приведет или к небольшому охвату программами помощи, или к их низкой эффективности. В этом смысле этой социальной группе не повезло со временем - в середине 2000-х годов, когда существенное финансирование получили многие масштабные социальные программы (расширение списка лекарственных льготников, переоборудование медучреждений), численность тогда пожилых россиян была относительно мала, и их состояние здоровья позволяло вести активную жизнь без помощи посторонних (пик занятости пожилых пришелся на 2007 год, когда среди них работало около трети). Если каждый двадцатый пожилой человек в РФ должен быть охвачен работой системы, речь идет о более 1,6 млн. человек. В июле 2017 года президент РФ встретился с представителями социально ориентированных НКО, благотворительных фондов, волонтерского движения и социальными предпринимателями. По итогам встречи в сентябре Минздраву и Минтруду совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ было поручено разработать «комплекс мер по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами». В числе таких мер были названы сбалансированное соцобслуживание, медпомощь на дому, медпомощь в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также меры по поддержке семейного ухода. Эти же ведомства, а также Минфин и Минэкономики должны обеспечить реализацию пилотного проекта. «В последний год наша секция в совете занималась разработкой системы долговременного ухода,— рассказала “Ъ” госпожа Олескина.— Мы надеемся в рамках пилотов выстроить все процессы: написать методики, разработать необходимые стандарты и протоколы, которые потом помогут изменить систему на федеральном уровне». По ее словам, в пилотной программе будут участвовать не менее пяти регионов: «Сейчас решается, что за регионы это будут. Пилоты должны запуститься с января 2018 года, они будут длиться три года». В Минтруде на запрос “Ъ” о деталях разработки концепции долговременного содержания ответили уклончиво: «Минтруд России планирует в 2018 году отработать в ряде пилотных регионов подходы к долговременному уходу за пожилыми людьми». В ведомстве сообщили, что до конца года совместно с Минздравом подготовят необходимые методические рекомендации. Отметим, что в поручении президента РФ срок установлен «до 16 октября 2017 года». На какой именно идее организации системы должны основываться методические рекомендации, сложно вычислить и из известных предложений концепции, и из поручений. Между тем, в этом вопросе это необходимо – в устойчивых обществах существенно отличаются друг от друга принципы ответственности за старшее поколение, определяющие важнейшие детали системы, и ключевые игроки. В одних странах система строится на неограниченной ответственности государства, в других странах важнейшую роль играет религиозная благотворительность, транслирующаяся в политики НКО, в ряде стран важнее межпоколенческие связи внутри расширенных семей и контакты в городских коммунах. Развитие же искусственных норм, неадекватных устоям общества, обычно приводит к неэффективности системы, ее быстрой деградации и относительно высоким издержкам ее внедрения. Валерия Мишина, Дмитрий Бутрин