Казахстан в ожидании АИ-92: причины дефицита бензина и проблема "самоваров"
Скорее всего, ситуация с АИ-92 в Казахстане нормализуется к ноябрю текущего года, в течение октября на топливном рынке будет сохраняться дефицит бензина, предполагает младший научный сотрудник Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Андрей Гордеев. Дефицит бензина в Казахстане Бензин АИ-92 считается наиболее востребованным топливом в Казахстане, и сейчас его практически нет в продаже на заправках Казахстана. Как отмечают местные СМИ, на данный момент АИ-92 можно купить только на АЗС одного бренда, в то время как на заправках других компаний его количество ограничено, либо он продается только по талонам и топливным картам. «Подобная ситуация на топливном рынке Казахстана сложилась из-за того, что сразу два из трех нефтеперерабатывающих завода (НПЗ) встали на ремонт, на них идет достаточно серьезная модернизация. Это достаточно старые НПЗ, еще советских времен. Но в Казахстане нацелены на самообеспечение топливом, а в отдельные периоды они намерены даже экспортировать его за пределы республики. Сейчас же на 30-40% свои потребности они закрывают поставками бензина из России. Капитальный ремонт заводов затронул установки, который как раз производят бензин. В то же время емкости по хранению у Казахстана ограничены, поэтому и возник дефицит топлива. Скорее всего, ситуация нормализуется в ноябре, в октября она будет оставаться достаточно напряженной. А поскольку топлива не хватает, то до нормализации ситуации бензин вырастет в цене», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» эксперт топливного рынка. Как добавляет Гордеев, Минэнерго Казахстана пытается предугадывать такие ситуации, но это получается не всегда. Ранее похожие сложности уже возникали с керосином, когда местным авиакомпаниям недоставало топлива. По словам эксперта, Казахстан каждый год согласовывает с Россией объемы, в рамках которых осуществляются поставки. Эти объемы лимитированы и не могут превышаться. Вопрос "самоваров" Получается, что в прошлом году они подавали заявку, а в этом году она исполняется. Видимо, в тот момент казахская стороны не учла, что будет пик потребления и при этом встанут сразу два НПЗ. Ситуация с ограниченными ресурсами для хранения топлива также создало дополнительную проблему. Казахские эксперты в свою очередь предполагают, что проблема дефицита АИ-92 может быть связана с отсутствие жесткого контроля ситуации со стороны профильных ведомств. «Вряд ли ситуацию здесь стоит связывать с каким-то ненадлежащим контролем. Конечно, в Казахстане звучали предложения ослабить текущий контроль, и допустить на рынок мини-НПЗ, которые производят низкокачественное топливо. Но поскольку в рамках ЕАЭС у нас действуют единые стандарты, то топливо ниже третьего класса запрещено к обороту. А мини-НПЗ, или как их еще называют «самовары», как раз и производят такое топливо без глубокой переработки. Таким образом некоторые чиновники предлагали нормализовать ситуацию еще весной, когда возникли первые проблемы. Но подобный подход противоречит доктрине общего энергорынка, который должен начать функционировать к 2020 году. Нынешняя ситуация разрешится сразу после того, как Казахстан закончит ремонт на своих НПЗ, и впредь такие ситуации уже вряд ли повторятся», - резюмирует Андрей Гордеев.