«Наши разработки направлены на замещение устаревших вагонов»

Минпромторг призвал российских производителей переориентироваться на выпуск специализированного подвижного состава — цистерн для химических грузов, хопперов-минераловозов, зерновозов. О новых разработках Научно-инженерного центра ГК «РэйлТрансХолдинг» «Ленте.ру» рассказал председатель правления — генеральный директор компании Сергей Шпак. «Лента.ру»: Недавно на «ЭКСПО 1520» ваша компания представила уникальные для отечественных машиностроителей разработки. Почему именно эти изделия? В чем уникальность технических характеристик? Сергей Шпак: Да, в этом году на предприятиях ГК «РэйлТрансХолдинг» предусмотрено разработать 49 проектов, из которых две модели представлены на «ЭКСПО 1520»: изотермический вагон-термос модели 16-6962 и вагон-цистерна для перевозки наливных грузов, в том числе нефтепродуктов модели 15-6899. В связи с рекомендациями Минпромторга к производителям переориентироваться на выпуск специализированного подвижного состава — цистерн для химических грузов, хопперов-минераловозов, зерновозов, а также вагонов для транспортировки скоропортящихся грузов и так далее, Научно-инженерный центр ООО УК «РТХ» разработал проекты именно этих моделей. Вагон-цистерна производства АО «Новозыбковский машиностроительный завод» инновационной безрамной конструкции с котлом переменного сечения в габарите Тц с увеличенным объемом до 95 кубических метров не требует переоборудования сливо-наливных эстакад. Технические решения позволяют улучшить технико-эксплуатационные показатели изделия в целом за счет снижения массы тары, затрат на эксплуатацию, повышения надежности и прочностных характеристик конструкции. Основные преимущества вагона-цистерны базируются на анализе технических проблем традиционных вагонов-цистерн, ранее выпускавшихся заводами-изготовителями, а также поставленных на производство в последние годы. Вторая модель — инновационный вагон-термос производства Армавирского машиностроительного завода по многим техническим параметрам превосходит существующие аналоги и решает на рынке железнодорожных перевозок одну из основных задач — снижение дефицита изотермического подвижного состава на фоне отсутствия серийного производства новых современных вагонов такого вида. Наряду с высокими показателями эксплуатационной надежности, можно выделить повышенную грузоподъемность вагона, увеличенный до 32 лет назначенный срок службы и улучшенные межремонтные нормативы. Коэффициент теплопередачи кузова на сегодняшний день — лучший в России среди аналогичных изделий. Высокие теплоизоляционные свойства сохраняются в течение всего срока службы вагона. Не имеющий аналогов в России проект изотермического вагона-термоса советом главных конструкторов НП «Объединение производителей железнодорожной техники» признан лучшим в номинации «Вагоны и путевые машины». Помимо изделий, представленных на «ЭКСПО 1520», какие еще перспективные модели находятся в разработке? Сейчас ведется сборка автономного вагона-рефрижератора модели 16-6962. Холодильно-отопительная установка вагона, произведенного на Армавирском машиностроительном заводе, с встроенным дизель-генератором обеспечивает в автоматическом режиме постоянную температуру в заданном диапазоне от минус 20 до плюс 16 градусов, а также контроль влажности воздуха внутри грузового помещения вагона в течение всего времени следования вагона с грузом. Система удаленного контроля предоставляет оператору основные данные о местонахождении груза, температуре в грузовом помещении и т.д. Усиленная конструкция рамы обеспечивает необходимый запас прочности и сопротивления усталости, учитывает особенности взаимодействия с перевозимым грузом через настил пола и элементы теплоизоляции. Для перевозки каких грузов они могут использоваться? Каким компаниям могут быть интересны, есть ли на них предзаказ? Номенклатура перевозимых грузов в модификации одной только нашей цистерны 15-6899 насчитывает 144 наименования, по трем модификациям — 215 наименований. Это нефтепродукты (топливо, масла и прочее), а также кислоты, щелочи, спирты, газы, красители, лаки и тому подобное. Вагон-термос предназначен для перевозки замороженной рыбы и мяса, медицинских препаратов, полуфабрикатов, молочной продукции и так далее. Вагон-рефрижератор — для скоропортящихся грузов, длительное хранение которых возможно только при низких температурах. Таким образом, крупные компании-производители всей вышеперечисленной продукции, в том числе и мировые лидеры в данной сфере, представленные на российском рынке, могут быть заинтересованы в привлечении, а также в приобретении наших вагонов. Также наши вагоны могут заинтересовать компании, специализирующиеся непосредственно на перевозках скоропортящихся грузов по сети РЖД. В рамках Международного салона «ЭКСПО 1520» АО «ФГК» и «РэйлТрансХолдинг» уже заключили соглашение о сотрудничестве, предусматривающее взаимодействие в части внедрения инновационной железнодорожной техники, организации процедур проектирования, испытаний, приемки и сертификации грузовых вагонов. Мы также договорились о сотрудничестве по постановке на производство инновационных вагонов-цистерн для перевозки нефтепродуктов модели 15-6899 и их возможном изготовлении для нужд АО «ФГК». Могут ли инновационные изделия «РэйлТрансХолдинга» (РТХ) быть модифицированы под конкретные требования потенциальных заказчиков? Разумеется. Учитывая, что вагоны являются собственной разработкой Научно-инженерного центра ООО УК «РТХ», коллектив конструкторского бюро способен внести в конструкцию все требования заказчика, не противоречащие нормативным документам. Наши заводы оснащены гибким технологическим комплексом, предприятия настолько мобильны и универсальны, что способны переналаживать оборудование практически подо все модели грузового подвижного железнодорожного состава. На отечественном рынке ощущалась нехватка термовагонов и другого специализированного подвижного состава. Сохраняется ли дефицит сегодня? Каков прогноз? Несмотря на избыток универсальных грузовых вагонов, российскому рынку до сих пор не хватает специализированного подвижного состава для перевозки отдельных видов грузов. Из-за этого существует риск не только роста транспортных расходов, но и невывоза груза. На сегодняшний день ситуация следующая: общий парк специализированных вагонов ежегодно сокращается на несколько сотен единиц из-за списания. Однако в связи с его нехваткой, относительно небольшой грузопоток в данной категории подвижного состава без должного государственного регулирования в ближайшие годы может перетечь на автотранспорт. В этом вопросе важна позиция ОАО «РЖД» по проработке опций, связанных с конкуренцией с автомобильным транспортом на больших расстояниях в части самых дорогих грузов, а также в части регулирования работы по перевозке неопасных жидкостей. Какова доля иностранных вагонов в этом секторе и есть ли шанс заместить эту продукцию отечественной? Доля вагонов зарубежного производства в сегменте изотермического подвижного состава составляет порядка 30 процентов. Наша разработка направлена на замещение морально устаревшего и физически изношенного парка вагонов-термосов и рефрижераторов, использование которых к тому же экономически нецелесообразно. Самую серьезную конкуренцию отечественным изотермическим вагонам составляют рефрижераторные контейнеры, в том числе и иностранного производства. Но это уже вопрос не прямой конкуренции между производителями, а регулирования отрасли в целом. Пользовался ли РТХ программами господдержки НИОКРов при разработке своей продукции? Как вы оцениваете эффективность этих программ? На данный момент в Минпромторге рассматриваются семь заявок от нашей компании на разработку нового класса различного оборудования: перегрузочного, сталеплавильного, агломерационного, дробильно-размольного и прочих видов тяжелого машиностроения. Мы ожидаем, что все они в этом году будут субсидированы государством. Можно с уверенностью сказать, что существующие программы государственной поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ реально способствуют реализации современных инженерных проектов в области тяжелого машиностроения. Государство в последние годы достаточно эффективно регулирует промышленное производство в России, поддерживая компании, ориентированные на экспорт. В связи с масштабным экспортом продукции подвижного состава за рубеж ГК «РэйлТрансХолдинг» вошла в перечень потенциальных компаний-экспортеров продукции железнодорожного машиностроения в рамках подписанной в августе премьер-министром России Дмитрием Медведевым «Стратегии развития экспорта продукции железнодорожного машиностроения».

«Наши разработки направлены на замещение устаревших вагонов»
© Lenta.ru