«Испытание перспективных образцов автомобильной техники» - так по-военному сухо называется эта уникальная экспедиция, старт которой стал темой прошлой «Военной приемки». Полтора десятка транспортных средств, в том числе выполненных в бронированном варианте, следуют колонной по дорогам общего пользования, покоряют бездорожье, штурмуют пустыню. Конечная цель похода - высочайшая вершина Европы, гора Эльбрус на Северном Кавказе. Но до нее машинам предстоит пройти не одну тысячу километров, сжечь не одну сотню литров топлива. О том, как российская военная техника тестируется на профпригодность в самых экстремальных условиях, как проверяются машины и люди, как испытываются их характеры, расскажет журналист Алексей Егоров в очередном выпуске программы Военная приемка на телеканале Звезда . Проверка без компромиссов Это не специально подготовленные для песков грузовые внедорожники, вроде тех, что участвуют в знаменитом на весь мир ралли Париж-Дакар . Участники нынешней экспедиции Минобороны России - классические военные колесные машины и броневики, проходящие в данный момент госиспытания. Как подчеркивает начальник Главного автобронетанкового управления МО РФ генерал-лейтенант Александр Шевченко, российский военный автомобиль должен эксплуатироваться надежно при температуре от +50 до -50. В этом наше отличие от автомобилей НАТО . Как заявляют в российском военном ведомстве, главная задача экспедиции, устроенной ГАБТУ, - проверка надежности эксплуатации машин в трудных дорожно-грунтовых условиях. Для проведения нынешнего этапа похода выбран пустынный район на Юге России. Песчаная пыль буквально витает здесь в воздухе, забивается во все щели, шлифует металл не хуже пескоструйной машины. Руководитель экспедиции, представитель Научно-исследовательского автомобильного центра Минобороны России подполковник Михаил Сибиляев, перечисляет некоторых из участников тестирования: УАЗ в новой версии, тягач БАЗ, два небронированных Урала из семейства Некст, броневик для спецназа Патруль , бронированные автомобили Тайфун-У и Тайфун-К (в новой укороченной версии 4х4), а также перспективный грузовик Торнадо . Важно отметить испытываются не только автомобили. Например, военный медик Никита Артемьев, представитель ВМА имени С.М. Кирова, проводит тепловизионную оценку образцов обуви, взятых у водителей. Цель - оценить теплоизоляционные свойства этого вида обмундирования. Что же касается собственно испытаний техники, то, как говорит заместитель руководителя экспедиции по науке Дмитрий Осипов, во время этого экзамена производится оценка опорной проходимости, тестируются возможности узлов и агрегатов. Причем проверяют все машины - без исключения. Большегрузы особого назначения БАЗ - специфическая грузоая машина, созданная специально под монтаж на ее платформе различных систем вооружения. Это тот самый великан, на котором держится чуть ли не все мобильное ПВО нашей Родины, прежде всего, комплексы С-400. БАЗ в разной комплектации давно используется в войсках, однако, это - старые версии. В нынешний же поход изготовители взяли обновленную модель. Специальный компьютер, установленный на машине, оценивает силу сопротивления буксированию, проверяется сопротивление качению. Эти показатели в дальнейшем используются при моделировании эксплуатации автомобиля в различных условиях. Марш-бросок в пустыню стал особым этапом экспедиции. Интересно, что пыль и песок - это далеко не полный список того, чем эта недружелюбная местность угрожает автомобилю. Немало хлопот может доставить, например, соляное озеро. По словам Михаила Сибиляева, данная агрессивная среда крайне негативно воздействуюет на металлические части техники. Это и коррозия, и прочие прелести . Что же касается песка, то его главная опасность - вязкость. С большим трудом, постоянно застревая, машины пробивают дорогу в барханах. Кстати, в пустыне срабатывает народная мудрость: тише едешь - дальше будешь. И лучше всех это правило усвоил водитель многотонного БАЗа, которые во время импровизированной гонки по барханам уверенно обходит своих соперников. Главный конструктор Брянского автозавода, где выпускаются эти большегрузы, Марат Калимуллин подчеркивает: основную роль здесь, безусловно, играет конструктив автомобиля. Это полный привод, блокировка всех дифференциалов, хорошая геометрическая проходимость, большие шины, - говорит представитель предприятия. - Все это вместе плюс хороший водитель дают такой эффект . Стоит отметить, что на ходу грузовик движется плавно. Это, в свою очередь, позволяет размещать на его платформе комплексы вооружений, чувствительные к воздействию вибраций и тряски. Торнадо - покоритель барханов В экспедиции по пустыне, в условиях повышенных температур, имеется хорошая возможность оценить тепловой режим работы агрегатов. Для этого в колесном редукторе и в трансмиссии установлены температурные датчики. Эти же параметры регистрируются в геометрическом центре кабины, на кондиционере. После возвращения из экспедиции все эти данные будут изучены, положены в основу будущих доработок техники. Торнадо с бронированной кабиной покоряет барханы на равных. По словам генерал-лейтенанта Александра Шевченко, это действительно семейство автомобилей многоцелевого назначения будущего. Это шаг вперед в развитии автомобильной техники . Как подчеркивает начальник ГАБТУ, данные машины займут всю нишу автомобилей многоцелевого назначения грузоподъемностью от 6 до 30 тонн. Они могут исполняться в модульном исполнении, иметь колесную формулу 4х4, 8х8, - отмечает генерал. - Есть даже варианты прорисовки по схеме 10х10. Создание автомобилей семейства Торнадо повлекло за собой развитие многих автомобильных узлов и агрегатов . А вот новый УАЗ для использования в армии будут дорабатывать. Уже говорят о возможном бронировании, об увеличении внедорожных качеств. По словам подполковника Михаила Сибиляева, речь может идти о применении колес большего диаметра, с другим рисунком протектора. Что же касается тестирования возможностей человека (такое тоже проводится в ходе нынешней экспедиции), то, как отмечает представитель Военно-медицинской академии Никита Артемьев, оценка функционального состояния водителей на промежуточных этапах похода демонстрирует, что все показатели остаются в норме. В то же время исследования предполагают в последующем выдачу рекомендаций относительно предоставления времени на отдых после прохождения подобных маршрутов. Начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны России генерал-лейтенант Александр Шевченко напоминает, что завершающим этапом экспедиции должны стать испытания высокогорьем. Подобные условия очень сильно влияют на характеристики автомобилей, - отмечает он. - Но это все будет проходить не спонтанно, а по плану. На каждой остановке будут отрабатываться лабораторные работы, с получением фактических цифр, которые будут сравниваться - что задавало Министерство обороны, а что изготовил завод. В итоге будут приниматься решения . О том, как техника пройдет испытания на выносливость и прочность среди камней, снегов и в разряженной атмосфере горного воздуха, зрители телеканала Звезда увидят в третьей части фильма На колесах в броне на Эльбрус в рамках цикла программ Военная приемка .