Новосибирский метрополитен: безопасность – главный приоритет
Служба безопасности Новосибирского метрополитена активно развивается с 2015 года, когда ее возглавил Аркадий Чмыхайло. Ранее он возглавлял пограничное управление ФСБ России по Новосибирской области, и, естественно, прекрасно знал предмет. Позже он стал начальником МУП «Новосибирский метрополитен». Мэр Новосибирска Анатолий Локоть, представлявший коллективу метрополитена нового руководителя предприятия, отметил: «У него богатый опыт работы в силовых структурах, с 2015 года он является заместителем руководителя новосибирского метро и досконально знает систему безопасности, ее сильные и слабые стороны. Учитывая особую ситуацию, складывающуюся сегодня по вопросам безопасности, подобное назначение объяснимо еще и с этой стороны. Аркадий Владимирович — человек, привыкший к дисциплине, поэтому он четко вписывается в эту ситуацию». В апреле 2017 года в метрополитене была начата работа по обследованию всех объектов транспортной инфраструктуры предприятия, в том числе, и по вопросу состояния антитеррористической защищенности. Вскоре стало ясно, какие дополнительные меры по повышению эффективности работы в плане обеспечения безопасности приняты в новосибирской подземке. Например, работа зон досмотра на станциях теперь организована в режиме с 6.00 до 24.00, тогда как ранее она проводилась до 20.00. На отдельных станциях были проведены работы по корректировке конфигурации границ зоны досмотра на КПП («Площадь Маркса»). Пришлось внести корректировку в штат сотрудников службы безопасности (контролеров КПП), поскольку понадобилось увеличить количество работников досмотра. Проведены мероприятия по исключению случаев завоза пассажиров в тупик оборота. Отработано до полного автоматизма исполнение алгоритмов действий сотрудников метрополитена и отела полиции при обнаружении бесхозных и подозрительных вещей. На информационных экранах станций метрополитена ведется трансляция роликов антитеррористической направленности, по системе оповещения доводится информация по соблюдению требований по транспортной безопасности. Ведется работа по установке современных систем интеллектуального видеонаблюдения и в вестибюлях станций. Организуются пилотные зоны на четырех станциях. Впервые была организована совместная работа с ДНД. Заключено тройственное соглашение между МУПом, отделом полиции на метрополитене УМВД РФ по г. Новосибирску и народной дружиной «Октябрьская» по вопросам участия народной дружины в охране общественного порядка на станциях метро, расположенных на территории Октябрьского района. Проводились и внеплановые мероприятия. Прошли совместные практические занятия по слаженности действий работников отдела транспортной безопасности метрополитена, нарядов Заельцовского ОВД при возникновении нестандартной ситуации и срабатывании КТС на объекте (электродепо). Состоялись также совместные практические занятия по действиям работников отдела транспортной безопасности метрополитена, сотрудников Кировского ОВО и ППСП Управления МВД по г. Новосибирску при возникновении нестандартной ситуации и вызове на объект (пост охраны метромоста). Проведено тактико-специальное учение по теме «Порядок действий дежурных сил метрополитена и сотрудников отдела полиции на метрополитене Управления МВД России по г. Новосибирску при обнаружении взрывного устройства в зоне досмотра и при возникновении взрыва в вагоне при отбытии электропоезда». За последние два-три года, как пояснил начальник службы безопасности Новосибирского метрополитена Вячеслав Головин, появились новые требования по обеспечению безопасности на транспорте, но их обеспечение требует немалых денег. Так, на реализацию программы обеспечения безопасности пассажиров на 2014-2017 год закладывалось более 500 млн. рублей, а для реализации новых задач на 2018-2019 годы требуется еще 350-400 млн. рублей. На то, чтобы провести оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, необходимо 5,3 млн. рублей. Для проведения аттестации работников для получения допуска по обеспечению транспортной безопасности на этот и следующий годы требуется также 5.3 млн рублей. До конца 2018 года необходимо заменить 18 установок для досмотра пассажиров стоимостью 2,5 млн. рублей каждая. До 5 млн. рублей потребуется на новые металлодетекторы. Кроме того, в 2019 году истекает срок эксплуатации 6 рентгеновских сканеров для досмотра, а каждый из них стоит более 6 млн. рублей. Наконец, метрополитен установит также системы интеллектуального видеонаблюдения и оповещения на станциях и в вагонах. Предприятием проводится работа по оснащению подвижных составов системами видеонаблюдения. В настоящее время оборудовано два подвижных состава системой видеонаблюдения и информирования пассажиров, до конца 2017 года планируется установка такой системы ещё на один состав. а для решения задачи в целом потребуется 16 млн. рублей. Необходимо также сформировать специальное подразделение транспортной безопасности с группой быстрого реагирования. Тема безопасности была главной во время недавнего визита на предприятие полномочного представителя Президента в Сибирском федеральном округе Сергея Меняйло. Он посетил Ситуационный центр Новосибирского метрополитена и ознакомился с работой диспетчеров, а позже побывал в досмотровой зоне. Полпред отметил: «Новосибирский метрополитен является важным элементом городского пассажирского транспорта. Соблюдение всех требований к системе обеспечения безопасности метро, комплексный подход к проведению организационных и технических мероприятий позволяют предупреждать возможные угрозы жизни и здоровью населения и создать комфортные условия для пассажиров». Начальник службы безопасности Новосибирского метрополитена Вячеслав Головин, отвечая на вопрос «ФедералПресс», напомнил, что «основной целью обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, жизни и здоровья населения на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности». В свою очередь начальник МУП «Новосибирский метрополитен» Аркадий Чмыхайло не раз говорил о том, что безопасность пассажиров является высшим приоритетом, но метрополитену необходимо изыскать источники финансирования для полного осуществления разработанной на предприятии программы.