Эксперты предлагают дополнить проект Стратегии развития здравоохранения
Экспертный совет при правительстве РФ в целом поддерживает подготовленный Минздравом и внесённый в правительство проект Стратегии развития здравоохраненияи считает этот документ крайне своевременным. В то же время эксперты уверены, что при дальнейшей доработке в проект Стратегии необходимо внести ряд дополнений, которые помогут успешно её реализовать и достигнуть поставленных целей. Так, Экспертный совет предлагает предусмотреть в Стратегии развития здравоохранения описание целевоймодели той системы, к которой необходимо прийти к концу срока её реализации. В этой целевой модели должны быть зафиксированы алгоритмы взаимодействия пациентов и системы здравоохранения, уровень ответственности каждого участника, а также порядок финансовых взаимоотношений и финансирования. Государство должно чётко упорядочить алгоритм оказания бесплатной медицинской помощи и добиться того, чтобы бесплатная помощь предоставлялась по единому стандарту в любом лечебном учреждении страны. Кроме того, у пациентов по их желанию должнобыть право получать ту же медицинскую помощь в любом лечебном учреждении, невзирая на форму собственности, с возможностью доплаты за повышенный уровень сервиса и более высокую квалификацию врача. При этом требования к стандартам медицинской помощи должны быть унифицированы по всей стране. Стандарт помощи должен быть одинаково высоким, независимо от того, в каком учреждении эта помощь оказывается», — говорит член Экспертного совета при правительстве Владимир Гурдус. В Стратегии предлагается зафиксировать необходимость трансформации системы ОМС в полноценное рисковое страхование, при котором страховые компании стали бы полноценными участниками конкурентной модели и принимали бы на себя финансовые риски за здоровье пациентов. При этом необходимо предусмотреть совмещение ресурсов ОМС и ДМС в рамках одной системы здравоохранения и внедрить механизм соплатежей граждан и дополнительного медицинского страхования за пределами лимита обязательств государства по оказанию бесплатной помощи. При такой модели вероятность получения более квалифицированных медицинских услуг и более высокого сервиса у пациентов будет выше. Сейчас, если пациент обслуживается по ДМС, то ресурсы ОМС работают вхолостую. И наоборот. А если бы частная медицина получила возможность обслуживать пациентов в рамках системы ОМС с дополнительным добровольным платежом от пациентов или их работодателей за повышенный сервис, то системы ОМСи ДМС работали бы в синергии друг с другом и их ресурсы использовались бы гармонично», — считает Владимир Гурдус. Эксперты также считают, что лечебные учреждения должны получать финансирование в зависимости от того, насколько они поддерживают здоровье граждан. Одним из приоритетов развития здравоохранения, согласно проекту Стратегии, должно стать развитие первичной медико-санитарной помощи. Но основное внимание уделяется повышению доступности такой помощи, а её качество остаётся на втором плане, отмечают эксперты. Перечисленные меры по развитию передвижных форм обслуживания, телемедицины, как и меры по информатизации первичного звена и повышению комфортности получения медицинской помощи в поликлиниках не смогут обеспечить решение ключевых проблем. К ним относится острейший кадровый дефицит в участковой службе, ограниченные лечебные и организационно-координационные функции врачей первичного звена, низкий уровень диспансерного наблюдения за больными, неспособность принять дополнительные потоки больных», — говорится в заключении Экспертного совета. Среди предложений экспертов по дополнению проекта Стратегии — внедрение единой электронной медицинской карты пациента и усиление мер безопасности в отношении работников отрасли. В Экспертном совете обращают внимание на недостаточное количество целевых показателей эффективности развития здравоохранения до 2025 года, а также на отсутствие оценки его текущего состояния. Помимо ключевых показателей, характеризующих общее состояние здоровья населения и его демографические показатели, должны появиться показатели, характеризующие доступность медицинской помощи: скорость реагирования на запросы населения на медицинскую помощь, количество осложнённых случаев, выявляющее недостаточную профилактическую направленность, и количество летальных исходов по причинам, связанным с неправильной организацией здравоохранения. Эти показатели должны ясно указывать, стала ли система здравоохранения более пациентоориентированной в сравнении с предыдущим периодом. Пациенты должны получить возможность давать обратную связь по работе системы здравоохранения, а значит, способствовать улучшению качества медицинской помощи в стране. Кроме того, Стратегия, как отмечают эксперты, должна быть дополнена бенчмаркингом —сопоставлением с показателями эффективности работы систем здравоохранения в других странах. Также необходимо привести оценку потребностей в ресурсах, необходимых для успешной реализации Стратегии. Позитивное влияние на качество здравоохранения можетоказать реализация приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности. В правительстве реформу курирует министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Росздравнадзорявляется одним из 12 ведомств, в которых новые принципы госконтроля реализуются в первоочередном порядке.Главная цель реформы — обеспечить безопасность жизни и здоровья человека, снизить смертность и травматизм в сферах госконтроля на 50% к 2025 году. Юрлица и индивидуальные предприниматели, медицинская деятельность которых относится к низкой категории риска, не будут подвергаться плановым проверкам Росздравнадзора. А медучреждения чрезвычайно высокого риска надзорное ведомство, напротив, будет проверять чаще — раз в год. Это предусмотрено изменениями в Положение о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, которые утвердило правительство. Кроме того, уже утверждены новые КПЭинспекторов Росздравнадзора, согласно которым их работа теперь будет оцениваться по динамике ущерба жизни и здоровью, а не по количеству выписанных штрафов. Наша задача — выйти на уровень лучших мировых практик к 2024 году. Это означает, что совокупный эффект, если мы выдержим этот график, будет более 80 тыс. сохранённых жизней. Вот цена вопроса, который мы решаем», — заявил Михаил Абызов.