«Маяк» завершил испытания нового контейнера для перевозки отходов ядерного топлива

На радиохимический завод ПО «Маяк» впервые доставили сборки отработавшего ядерного топлива в контейнере нового поколения – ТУК-141О. Это транспортно-упаковочный комплект, состоящий из контейнера и специальной платформы для перевозки по железнодорожным путям. Он пришел на смену устаревшим контейнерам ТК-13, успешно прошел все испытания и теперь будет активно использоваться в атомной промышленности. Отправителем облученного топливо ВВЭР-1000 на «Маяк» стала Балаковская атомная электростанция. «Контейнеры предыдущего поколения – это проект разработки 80-х годов прошлого века. За прошедшее время и в мире, и в России изменились требования к контейнерам по перевозке отработавшего ядерного топлива, – отметил генеральный конструктор ТУК-141О Анатолий Зубков. – В связи с этим возникла необходимость перейти на более совершенные конструкции, отвечающие современным международным и российским нормам и правилам транспортировки отработавшего ядерного топлива. У контейнера ТУК-141О по сравнению с предшественником увеличена емкость: 18 вместо 12 отработавших тепловыделяющих сборок. Это значительно сокращает время планово-профилактических работ. Все этапы на «Маяке» по работе с ТУК-141О проходят без замечаний». К этому событию на «Маяке» готовились долго и основательно. Так называемые «холодные испытания» ТУК-141О на озерском предприятии прошли еще в декабре 2016 года. Тогда специалисты предприятия выполнили все регламентные операции, необходимые при обращении с ТУК-141О в ходе его разгрузки. Новый транспортно-упаковочный комплект успешно прошёл сертификацию и показал готовность к использованию на атомных станциях. По прибытии груза на ПО «Маяк» «горячие испытания» нового технологического оборудования продолжились. 25 сентября контейнер ТУК-141О был перегружен на внутриобъектовый железнодорожный транспортёр и доставлен в цех №5 радиохимического завода. По словам начальника участка комплектации ядерных материалов ПО «Маяк» Николая Шахова, контейнеры нового и предыдущего поколений отличаются друг от друга только конструктивно. Технологическая схема разгрузки контейнеров на «Маяке» отработана, и весь процесс с ТУК-141О не вызвал трудностей. Для перемещения контейнеров внутри радиохимического завода на предприятии был специально изготовлен железнодорожный транспортер с гидравлическим механизмом кантования. Сразу после проведения необходимых технологических операций состоялась выгрузка отработавших тепловыделяющих сборок из нового контейнера в бассейн-хранилище цеха. После определенной регламентом выдержки отработавшее ядерное топливо будет переработано на радиохимическом заводе ПО «Маяк». Отметим, реакторы ВВЭР-1000 различных модификаций эксплуатируются на 35 энергоблоках атомных электростанций. Сегодня в нашей стране на Горно-химическом комбинате накоплено более 6,3 тысячи тонн отходов ядерного топлива таких реакторов. Ежегодно на АЭС России образуется еще более 200 тонн отходов аналогичного типа. Сегодня мощности «Маяка» позволяют перерабатывать до 400 тонн в год ядерного топлива различных видов. ТУК нового поколения позволит атомным станциям и ПО «Маяк» существенно экономить время на операциях по обращению с топливом, гарантировать безопасное состояние находящегося внутри контейнера вещества в любых условиях эксплуатации, а также значительно повысить уровень радиационной и экологической безопасности. В перспективе транспортно-упаковочный комплект нового поколения будет использоваться для транспортирования топлива реакторов ВВЭР-1000 с российских и зарубежных АЭС на ПО «Маяк». Текст: Илья Яковлев, Елена Мицих; фото: Илья Яковлев

«Маяк» завершил испытания нового контейнера для перевозки отходов ядерного топлива
© РИА "ФедералПресс"