Как разрубят гордиев узел?
Движение транспортных потоков на левом берегу Новосибирска удастся оптимизировать, парк «Городское начало» — сохранить в нетронутом виде, а число зданий и коммуникаций, обреченных на снос, свести к минимуму. Это главные плюсы, которых добились проектировщики четвертого моста через Обь. 19 сентября состоялся телемост с представителями санкт-петербургской компании-проектировщика. Журналистам рассказали о цене вопроса, технических решениях, а также о том, сколько жилых домов все-таки пойдет под снос. Альтернатива для водителей Развязки, которые появятся на левом берегу мегаполиса, будут работать не только в комплексе с новым мостом, но и самостоятельно, подчеркнул Евгений Раков, заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области. Ими смогут пользоваться все автомобилисты при движении по Димитровскому и Коммунальному мостам и прилегающей улично-дорожной сети. Платным будет только сам мостовой переход, но важно то, что у автомобилистов появятся варианты — возможность выбирать, по какому именно мосту ехать. Проект настолько масштабен, что реализовать его можно только на принципах государственно-частного партнерства. — За счет собственных бюджетных средств город или область с таким масштабным строительством не справятся, — прокомментировал Евгений Раков и добавил: — Треть стоимости объекта направляется на строительство развязок на левом берегу. При этом развязки призваны решить сложную транспортную ситуацию в одной из проблемных частей города — в районе площадей Труда и Энергетиков. В дальнейшем, поэтапно, можно рассматривать строительство других развязок, развивать и оптимизировать улично-дорожную сеть. Через новую переправу будет удобно проезжать на левый берег, где расположены основные торгово-распределительные центры и предприятия, пояснил Евгений Кожевников, генеральный директор АО «Центральный мост». И напомнил, что единственная в городе скоростная магистраль — улица Ипподромская — упирается в пробку на Южной площади. В любом случае у автомобилистов появится альтернатива. Битва с пробками Когда проект разрабатывался, специалисты рассмотрели 12 вариантов развязок на правом берегу и 19 — на левом. В итоге утвердили проект, который признан наиболее экономически и технически обоснованным. Самым сложным для проектировщиков стал даже не мостовой переход как таковой, а условия его подключения на обоих берегах. Особенно проблемным оказался узел левобережья: он включал в себя более 20 съездов. По мнению начальника управления проектных работ — заместителя технического директора АО «Институт «Стройпроект» Юрия Девичинского, говорить о том, что какие-либо моменты были упущены, не приходится. Многоуровневые развязки позволят разгрузить улицы Титова, Немировича-Данченко, дороги вблизи Горского жилмассива, а также решить еще ряд проблем. Новый мост станет подспорьем и для старых переправ, нуждающихся в капремонте. Так, если сегодня Коммунальный мост закрыть, транспортный коллапс в городе неизбежен. Возник вопрос: не усугубится ли дорожная ситуация на улице Станционной, куда будет уходить поток машин с развязки? — Сегодня там кольцо, светофорные объекты, и от этого получается затор. Планировочное решение узла улучшится. Решения приняты таким образом, чтобы исключить этот вариант, — ответила Виктория Калинина, начальник управления транспортного планирования АО «Институт «Стройпроект». Кого под снос? Один из главных плюсов проекта — возможность сохранить Южную площадь и парк «Городское начало». Эксперты объяснили, что переправа пройдет высоко над парком, а значит, застраивать его опорами не придется. Рустам Марценкевич, заместитель начальника управления проектных работ «Стройпроекта», добавил, что выбранное решение позволит избежать переустройства коллектора реки Каменки, что тоже немаловажно. Сколько жилых домов придется снести для строительства моста? Рустам Марценкевич сообщил, что под снос пойдут 74 жилых дома. В основном одноэтажки на левом берегу. — Когда мы строили Бугринский мост, сносили 382 здания, а здесь почти в шесть раз меньше, — сообщил Вадим Антонов, заместитель генерального директора по Сибири и Дальнему Востоку института «Стройпроект». — Снос будет происходить в основном в частном секторе на улице Станционной, за ТЭЦ-2. Эти дома ветхие, и люди очень рады сносу, возможности переехать. В тройке лидеров Переговоры с потенциальным генподрядчиком четвертого моста концессионер уже ведет, и, возможно, будет выбрана столичная компания. Подрядчик пройдет регистрацию и будет платить налоги в местный бюджет, уточнил Евгений Кожевников. Планируется ли привлекать местные ресурсы? По словам Кожевникова, у многих новосибирских субподрядных организаций есть большой опыт работы, однако риски по срокам и качеству несет генподрядчик. Решать предстоит ему. Новосибирская область вошла в число первых регионов России, где будут реализованы масштабные ГЧП-проекты в дорожной отрасли, подчеркнул генеральный директор АО «Институт «Стройпроект» Алексей Журбин. И упомянул о западной скоростной магистрали в Санкт-Петербурге, которую построили на таких же принципах: действуя на платной основе, магистраль хорошо справляется со своими задачами. Региональные ГЧП-проекты активно развиваются, их становится все больше, и тот факт, что Новосибирская область вошла в тройку регионов-лидеров, получивших федеральную поддержку, по мнению спикеров, очень важен. ГЧП предусматривает финансирование со стороны федерального казны. Проект бюджета, частного капитала и областной моста 75 процентов стоимости четвертого через реку Обь будет покрыто за счет федеральной субсидии. Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №39 от 27 сентября 2017 года