На автопром давит геополитика
Тренды и риски мирового автомобильного рынка Компания Thomson Reuters подготовила доклад об основных тенденциях в автопроме и главных угрозах для него, среди которых выделяются рост популизма и протекционизма в американской и европейской экономической политике. В свою очередь, развитие интернет-сервисов и автоматизация задают вектор социально-экономической трансформации в долгосрочном периоде. Революционная эволюция В исследовании «Неопределенность и риски в мировом автопроме» эксперты исследовательского подразделения Thomson Reuters Эндрю Альваро-Зиг и Брайан Хюрбш отмечают: «Такие тенденции как развитие экономики совместного потребления (sharing economy), «умные» автомобили, искусственный интеллект, автоматизация производства и управления автомобилями способствуют эволюции рынка». Еще одним существенным фактором, меняющим рынок, является развитие интернет-сервисов (например, Uber и car2go). В Thomson Reuters подсчитали, что во многих городах совместное использование автомобилей уже является более экономичным, чем личный автомобиль, а в некоторых регионах количество личного автотранспорта упало вдвое. Опросы также показывают растущее доверие людей к самоуправляемым автомобилям. Полностью оценить эффект от этих изменений пока сложно. Одни ждут массовых сокращений рабочей силы. Другие считают, что это будет компенсировано ростом продуктивности в других отраслях экономики. Так, результаты некоторых расчетов говорят о том, что массовое использование каршеринговых сервисов и беспилотных авто позволит на 50 минут сократить время, ежедневно затрачиваемое на дорогу. Кроме того, развитие технологий и сервисов приведет к росту занятости в других секторах: программирование и производстве компьютерной техники, анализ данных и маркетинге. Эксперты соответственно ожидают рост в таких сферах услуг, как постпродажное обслуживание беспилотных авто и развитие программного обеспечения. Каждый сам за себя и против каждого Говоря о рисках, Thomson Reuters отмечает, что «рост популистских настроений ознаменовал начало крайне нестабильного периода». Администрация президента США ДональдаТрампа дала понять, что действующие торговые соглашения могут быть пересмотрены или даже отменены. «Политика протекционизма набирает обороты, лидеры многих стран стремятся пересмотреть торговые соглашения и изменить регуляторные нормы в автомобильной индустрии, чтобы защитить свои национальные интересы»,— отмечают исследователи. Эксперты полагают, что американская протекционистская экономическая политика, в частности, вероятное введение таможенных пошлин на автомобили и запчасти, приведет к «столкновению экономик» и новой серии торговых войн. Другие страны могут ответить выходом из торговых соглашений или введением собственных тарифов на импорт из США, как это уже обещал сделать Китай. На автомобильную индустрию это повлияет особенно сильно, так как цепочка поставок играет ключевую роль в данной отрасли. Если Китай сократит поставки в США, то американским автомобильным компаниям придется искать альтернативные комплектующие, что повлечет за собой задержки в производственном процессе и рост цен. Подобные тенденции свойственны не только США, но и Европе. Одним из определяющих факторов является сохраняющаяся неопределенность вокруг условий «Брексита». Авторы доклада считают, что «премьер Великобритании Тереза Мэй пытается справиться с нежелательными последствиями выхода ее страны из ЕС, которые могут выразиться в том, что часть автопроизводства в Британии может быть свернута», особенно в свете покупки французской Peugeot европейских операций General Motors – компании Opel/Vauxhall. «Это может стать проблемой для госпожи Мэй, поскольку ее экономическая стратегия направлена на рост занятости в промышленном секторе страны, а не на их потерю»,— считают в Thomson Reuters. Они отмечают, что в 2016 году автопроизводство в Великобритании достигло 16-летнего рекорда – 1,72 млн автомобилей, но возможный спад производства из-за «Брексита» ставит экономическую стратегию нынешнего правительства под угрозу. Сделка Peugeot и Opel может негативно отразиться и на тысячах сотрудниках Opel в Германии. В этой связи теперь уже немецкий канцлер Ангела Меркель, защищая рабочие места в Германии, пытается воздействовать на французскую сторону. Авторы доклада приходят к выводу, что «глобальная автомобильная индустрия находится сейчас в состоянии неопределенности — по мере того, как торговая война между крупнейшими игроками на мировом автомобильном рынке приобретает угрожающие размеры». А изменения в торговых режимах только усиливают риски и могут затруднить развитие рынка, не исключают эксперты. Евгений Хвостик