Золотой поиск
Как поисковики боролись за место в рунете Главный российский поисковик Yandex празднует круглую дату в обществе президента — Владимир Путин в четверг посетил его офис. Стать лидером рынка и добиться такого уважения компании, основанной 20 лет назад Ильей Сегаловичем и Аркадием Воложем, удалось не только за счет собственной грамотной стратегии, но и благодаря просчетам, которые допустили некогда более удачливые конкуренты. ИЛЬЯ ДАШКОВСКИЙ Упорный труд и немного везения — формула для достижения успеха устоявшаяся. Но поверить в то, что компания, появившаяся на рынке позже всех и не имеющая очевидных технологических или финансовых преимуществ, так окрепнет и всех переживет, 23 сентября 1997 года было сложно. В этот день на главной российской IT-выставке Softool была представлена первая рабочая версия поискового приложения под названием «Яndex». Российских поисковиков на тот момент работало несколько. Главным среди них, с долей порядка 40%, был «Рамблер», но его быстро нагонял «Апорт», сильные позиции были и у пришедшей из США AltaVista, плюс каждый год появлялись новые поисковые системы. «Шанс тогда был у всех,— утверждает один из основателей рунета Игорь Ашманов, на тот момент сотрудник “Рамблера”.— Но “Рамблер” с его поиском и рейтингом топ-100 был абсолютным лидером, нашим всем, по сути — рунетом». Ни одного из тех конкурентов на рынке не осталось. Сейчас у «Яндекса» доля 55%, а у Google — около 40%, и эти два гиганта бьются друг с другом уже под бдительным присмотром ФАС. Как первые стали последними Итак, когда деревья были большими, а «Яндекс» — маленьким, компания «Рамблер» занималась не новостями и билетами в кино: это был самый большой российский поисковик. Основан он всего за год до появления «Яndex», 26 сентября 1996-го. Тогда был куплен домен, а в свой день рождения, 8 октября, программист Дмитрий Крюков запустил поисковик. Созданием поисковика Крюков занялся «для себя», но писал он его, как позже рассказывал журналистам, с утра и до поздней ночи. Успех пришел быстро. К 1999 году доля «Рамблера» в рунете среди всех сайтов составляла 24%, следом за ним шала американская AltaVista с 16%, у «Яндекса» было 14,5%. Но так же быстро Крюков совершил роковую для компании ошибку — продал ее основателям ИГ «Русские фонды» и Orion Capital Advisors. «“Рамблер”, к сожалению, отдал контроль биржевым спекулянтам, ничего не смыслившим в интернете, и они бросились рулить порталом, создавать новые сервисы, задавать направления развития с высоты своего невежества»,— описывал свое восприятие происходящего Антон Носик, занимавший на момент продажи пост президента «Рамблера». Уже в 2000 году основатели поссорились с инвесторами и ушли из компании. По воспоминаниям многих участников рынка, все это время Крюков поддерживал поиск практически самостоятельно — на нем одном держалась работа целых команд из других проектов. Своей главной цели финансисты достигли в 2005 году: вывели акции компании Rambler Media на Лондонскую биржу. Первое IPO российской интернет-компании обеспечило им капитализацию актива в $153,501 млн, а уже в октябре 2006-го они продали 48,8% акций Rambler Media холдингу «Профмедиа» Владимира Потанина за $230 млн. В 2010 году «Профмедиа» объединил два принадлежащих ему актива — «Рамблер» и ИД «Афиша», поставив во главе совместной компании тогдашнего гендиректора «Афиши» Николая Молибога. Через год от собственного поисковика «Рамблер» отказался и окончательно превратился в медиакомпанию. Ашманов винит в этом новый менеджмент «Рамблера». По его мнению, в IT эти люди ничего не понимали, поисковик считали самым токсичным активом «Рамблера» и поэтому хотели от него поскорее избавиться. «“Афиша” — технологически очень простой проект, это, по сути, развесистая стенгазета в интернете. Просто сайт с базой данных и системой публикации. В поиске и других сложных технологиях парни из “Афиши” ничего не понимали»,— комментирует Игорь Ашманов. Другие участники рынка, впрочем, не столь категоричны: к 2010 году блестящие перспективы рамблеровского поисковика уже практически растаяли, и винить в его тихой смерти только что пришедших управленцев они полагают странным. За месяц до того, как было объявлено о превращении «Рамблера» в медиапредприятие, исследовательская компания comScore, опубликовала статистику по поиску: в мае 2011 года российская аудитория «Яндекса» составила более 40 млн пользователей, сервисов «Рамблера» — 15,7 млн. «Для меня объяснять причины остановки поиска “Рамблера” все равно что объяснять, что вода мокрая, солнце восходит на востоке, а курение вредит здоровью,— комментирует тогдашний глава компании, а ныне гендиректор холдинга РБК Николай Молибог.— К моменту нашего появления поиск “Рамблера” безнадежно устарел и растерял все шансы на аудиторный и коммерческий успех. Не случайно его рыночная доля тогда сократилась до плюс/минус 2%. Его можно было бы сохранить в качестве музейного экспоната, но содержание этого экспоната обходилось компании и акционерам слишком дорого и вело лишь к уменьшению озонового слоя из-за тепловыделения серверов». «Апорт» для чайников Многие незаслуженно считают ныне почти забытый «Апорт» поисковиком из третьего эшелона. На самом деле это был первый финансово успешный поисковик, технологически во многом опережавший и «Яндекс», и «Рамблер». Изначально создавать поисковик Евгений Киреев — основатель «Агамы» — не собирался. Все решил случай. Компания ввязалась в соревнование за чистоту русского языка в Word. «Агама» специализировалась на софте для Windows, а в начале 1990-х в России появился MS Word, которому понадобилась проверка орфографии на русском. К середине 1990-х Microsoft как раз искала такой софт, и в «Агаме» написали соответствующую программу. Это соревнование «Агама» проиграла — Microsoft выбрала «Орфо» Игоря Ашманова, но у «Агамы» остался продукт, которым нужно было как-то распорядиться. С февраля 1996 года «Агама» стала использовать новый код как поисковую систему для russia.agama.com. Формально это была первая российская поисковая система — до появления «Рамблера» оставалось еще полгода. Но запуск проходил так медленно, что только 11 ноября 1997 года состоялась официальная презентация. Несмотря на задержку, создателям удалось на поисковике заработать: в 1998 году за $55 тыс. его купил израильский предприниматель Джозеф Авчук. Это имя не особенно на слуху, зато известен созданный им бренд бытовой техники Polaris, под которым выпускали в числе прочего и чайники. Шутка о том, что в российский IT на первых порах вкладывались чайники, таким образом, не столь уж далека от истины. Авчук вложил в «Апорт» $2 млн, в результате поиск был существенно улучшен и во многом оставался технологическим лидером для тех лет. Новый «Апорт 2000» умел делать то, что его более популярные конкуренты не могли. Как рассказывает Андрей Травин, работавший в то время над каталогом «Ау!», также принадлежавшим Авчуку, «Апорт» был первым сервисом в России, который начал использовать две базовые технологии Google: учет ранга страницы (популярности в интернете) и обработку запроса, ориентируясь на HTML-код страницы. Он же первым в России начал искать по новостным лентам и продавал платное «нулевое» место в поисковой выдаче. Доля поисковика на рынке тогда достигала 8–9%. Уже в 2000 году «Апорт» был продан Golden Telecom за $25 млн. Несомненно, это был большой финансовый успех Авчука, но для компании вышла очень грустная история: все, что тогда попадало в руки Golden Telecom, переставало развиваться. «Апорт» стал частью портала «Россия онлайн», а его разработку прекратили, что и привело к потере пользователей. Golden Telecom потратил на покупку интернет-проектов $70 млн, а спустя два года списал эти активы, снизив их балансовую стоимость до $1 млн. В августе 2011 года из-за отсутствия разработки «Апорт» перешел на поиск «Яндекса». Закончил «Апорт» совсем бесславно — летом 2012 года он был приобретен директором сайта знакомств Mamba.ru Андреем Бронецким за $150 тыс. уже у «Вымпелкома» (в него до упразднения в 2010 году входила Golden Telecom). Незадолго до этого СМИ писали, что Golden Telecom хотел продать поисковик компании Nigma чуть ли не за $8 млн. На его домене была сделана торговая площадка типа Yandex Market, которая работает там до сих пор. Научный полигон Если три столпа российского поиска конца 1990-х — начала 2000-х — «Рамблер», «Яндекс» и «Апорт» — создавались все-таки как бизнес, то о «Нигме» такого не скажешь: это был научный эксперимент от начала до конца. В 2004 году студенты факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ Виктор Лавренко и Владимир Чернышов начали исследовательскую работу в области искусственного интеллекта и в итоге создали поисковик. Студенческий проект был все-таки оформлен как предприятие, и «Нигма» заняла долю в несколько процентов на российском рынке. Компания, впрочем, оставалась полигоном испытаний поисковых технологий. Люди, приходившие на собеседования, вспоминают о сотнях просроченных задач у сотрудников — и множестве экспериментов. Эти эксперименты не прошли даром: на основе накопленной информации Виктор Лавренко создал самый популярный во Вьетнаме поисковик Coc Coc. «Нигма» стала второстепенным проектом, и большую часть времени бизнесмен теперь проводит во Вьетнаме. «Конечно, всегда есть возможность победить. Вопрос в количестве ресурсов и времени. Очевидно, во Вьетнаме это все сильно проще»,— комментирует Лавренко перспективы своей конкуренции с «Яндексом». На самом деле, конечно, «Нигма», в которую инвестировала Digital Sky Technologies Юрия Мильнера, никогда не пыталась конкурировать с крупнейшими поисковиками, а выбирала себе ниши. Например, у нее есть поиск по математическим и химическим формулам. Однако ниша эта сейчас очень мала — считанные доли процента. Тем не менее Виктор Лавренко не планирует закрывать проект. «Он пока прибыльный, о закрытии речь не идет»,— сообщил предприниматель. Миллионы по слову «поиск» В середине 2000-х инвесторам стал очень интересен поиск. Деньги давали чуть ли не за упоминание слова «поиск» в бизнес-плане. В то время в России появилось множество поисковых систем, о которых сейчас уже мало кто вспомнит: Lupa.ru, gogo.ru, Flexum, WebAlta, Quintura и многие другие. Поисковый пузырь лопнул достаточно быстро: очевидно, что создание поисковиков требует больших затрат, а прибыль получают только крупнейшие, и спустя какое-то количество лет. В 2005 году, когда ведущие поисковики отмечали или готовились отмечать десятилетие, прибыль была только у «Яндекса» (с 2002 года) и у владельцев «Апорта», благодаря успешной продаже и перепродаже. «Рамблер» в тот год получил убыток в $2,38 млн. Сегодня из всех перечисленных новообразований в живых осталась только WebAlta — и то не как поисковая система, а скорее как портал. Появление пузыря участники рынка объясняют довольно лестно для этого самого рынка. Генеральный директор «Яндекса» Аркадий Волож полагает, что причина в обилии достойных кадров на рынке и хорошем математическом образовании во многих российских университетах. Самым громким был, конечно, запуск gogo.ru 12 лет назад — приход на рынок интернет-гиганта Mail.ru не мог пройти тихо. Пионеры рунета сейчас говорят о Mail.ru прежде всего как о компании, которая одной из первых, наравне с РБК, научилась продавать баннеры и благодаря этому зарабатывать деньги. Чистая прибыль Digital Sky Technologies Юрия Мильнера, куда входил Mail ru в 2005 году, составила $3,1 млн. Разрабатывать gogo.ru начали в 2006-м, и уже в 2007-м он был запущен. Инвестиции Digital Sky Technologies составили около $700 тыс. Его особенность была в том, что он первым запустил поиск по видео и, кроме того, умел исправлять опечатки. Таким образом, технологически поисковик был современным, к тому же возглавлял проект программист Михаил Костин, который до этого руководил «Апортом». Mail.ru планировала конкурировать с тройкой лидеров, но в 2008 году доля gogo была всего 0,2%. Для сравнения, у «Нигмы» тогда было 0,5%. Ситуация постепенно стала улучшаться: сейчас у Mail.ru 5% поискового трафика. Сегодня поиск идет через сайт go.mail.ru. Прославилась и Webalta, но больше громкими заявлениями, чем реальными делами. Она была запущена в конце 2005 года Алексеем Гурешовым и сразу же объявила, что скоро обгонит «Яндекс». Продукт Webalta много критиковали за то, что поисковик устанавливался в браузерах без дополнительных действий пользователя, практически насильно, и его было сложно удалить. При этом поиск был весьма посредственный. Из компании пачками уходили программисты, участники партнерских программ не получали деньги — слава была у компании не самая лучшая. В 2008 году поисковик умер, хотя сайт существует по сей день — он был куплен компанией «Артфон». (К году закрытия проекта она планировала получить 30% рынка поиска в России, но по факту имела меньше 0,1%). Сразу после ухода из проекта Алексей Гурешов запустил новый поисковик — Yanga, впрочем, и его ждало скорое закрытие. После этих сервисов возник разве что ростелекомовский «Спутник». Но это уже история довольно специфическая. «”Спутник” — производитель комплексных информационно-аналитических решений с применением российских стандартов шифрования, в которых функции интернет-поиска — только один из используемых инструментов»,— заявил генеральный директор ПП «Спутник» Максим Хромов. Команда «Спутника», по его словам, занимается BigData и интеллектуальным анализом данных. Например, «Ростелеком» применяет его технологии для улучшения электронных госуслуг, а также с помощью этих технологий анализирует абонентскую базу.