Femen — история предательства
В истории хватает самозванцев. Вспомним хотя бы об основательнице Femen Инне Шевченко, ее решительном и хмуром лице, белой копне волос под цветочным венком. Ее обнаженный торс, раскрашенная грудь и поднятый вверх кулак навсегда останутся в памяти людей. В объективах фотографов и глазах широкой аудитории ее воинственный силуэт еще долго будет символом Femen. Однако сегодня, через десять лет после создания, движение умирает. За исключением горстки журналистов и сторонников, все уже давно забыли, что изначально Femen вовсе не был движением Инны с ее армией амазонок с голой грудью. За пять лет до его прихода во Францию и кардинальных изменений в железных руках Инны все происходило на украинских равнинах и прокуренных киевских барах, где три девушки встретились за стихами глашатая революционного феминизма Августа Бебеля. Их звали Анна Гуцол, Александра Шевченко и Оксана Шачко, и у них возникла блестящая мысль о том, как стряхнуть пыль с феминизма. Именно история Femen привлекла внимание репортера и фотографа Оливье Гужона (Olivier Goujon), который в итоге выпустил книгу «Femen — история предательства». Он наблюдал за формированием движения и отследил действия киевских Femen до прибытия Инны в Париж в 2012 году. Он предлагает другой взгляд на «легенду» Femen и старается реабилитировать роль Оксаны и Александры, которых несправедливо и грубо вытеснили Инна и ее подруги. Изящество и подлость Проведенное им доскональное и прекрасно задокументированное расследование читается, как сценарий фильма с интриганами, махинаторами, ловкими политиканами, коррупционерами, российскими шпионами, фашистами, настоящими и фальшивыми побегами, задержаниями, душевными и физическими травмами. Тут есть изящество и подлость, победа манипуляторов и проигрыш активистов. Все это — на фоне поразительных интриг и жалких попыток вернуть себе влияние в подрываемом изнутри движении, которое зависело от прихотей Инны и ее «солдат». Дело в том, что «История предательства» — это в первую очередь история грязи, нравственного угнетения уязвимых людей, нездорового эго и постановки других людей под угрозу. Эта печальная история оказалась незамеченной журналистами, поскольку не вписывалась в образ панковатого и воинственного феминизма, который им так хотелось создать. Да и зачем нужно было очернять легенду? Однако Оливье Гужон пошел на это, чтобы дать слово тем, кто пострадал и был силой вытеснен из движения. «В определенный момент нужно рассказать людям о том, что произошло на самом деле, — отмечает он. — Одни действовали совершенно искренне и бескорыстно, тогда как других направлял расчет или стремление к власти». Волк в овчарне Сначала история развивалась вокруг Анны, Саши и Оксаны. Все они представляли собой обычных украинок с личностным кризисом середины 2000-х годов: отцы — алкоголики или безработные, матери — отважные, но уставшие. Этим явно одаренным девушкам было по 17 лет, они не знали, что делать со своей энергией и бунтарским духом. С первых слов Анны, которые Оливье Гужон записал в свой блокнот, прослеживалась некая отчаянная ясность. «С одной стороны есть молодые, красивые, бедные, подчиненные и мало что понимающие украинки, — говорила она с видом эксперта. — А с другой — более зрелые, решительные, аморальные и богатые мужчины. Как думаешь, кто кого поимеет?» Революции рождаются в кафе. Femen возникло на встрече трех этих девушек. Инна же появилась тут намного позже после настойчивых просьб белокурой Александры. Она тоже была блондинкой, но на этом их сходство заканчивалось. Оксана была художницей, Александра — творцом, а Анна — интеллектуалом. Инна же оказалась командиром, холодным и расчетливым стратегом и организатором. Все они считали ее удачным приобретением. Студентка журфака прекрасно владела английским и умела выстраивать отношения с прессой. На самом же деле она оказалась волком в овчарне. В итоге она предала всех своих союзниц и полностью извратила движение. Безраздельная власть Сначала Инна ничего не понимала в «секстремизме», концепцию которого выработали Оксана и Александра. «Для них демонстрация груди была художественным и политическим перформансом в духе феминистического искусства 1970-х годов, — рассказывает Оливье Гужон. — Целью был не эксгибиционизм, а реакция удивленного зрителя». Инна же превратила все в орудие пиара после того, как «бежала» во Францию под прикрытием какой-то совершенно несуразной истории, как отмечает автор. После ее появления во Франции летом 2012 года Femen стали настоящей сенсацией в СМИ. Инна стала популярной фигурой, ее лицо появилось на марке, а сама она оказалась героиней «романа-расследования» Каролин Фурест (Caroline Fourest), которая была от нее просто без ума, пока ее не оттолкнула ее мания величия. Два года спустя десятки активисток ушли из движения, поскольку не смогли смириться с его превращением в «секту». «Инна предала и исказила изначальный посыл Femen и окончательно сбилась с пути», — признает Оливье Гужон. Сегодня она держит Femen в ежовых рукавицах. Александру и Оксану вытеснили с невероятной агрессией. Теперь они продолжают свой художественный путь, без злобы, но не без сожалений. Инна же безраздельно царствует в Femen, участвует в конференциях и дебатах в Оксфорде, Кэмбридже и Страсбурге. В свои 27 с небольшим она уже стала видной фигурой, в дорогих туфлях и с сумочкой Longchamp. У нее большое будущее…