Lavkalavka увидит «Восход»
Фермерский кооператив LavkaLavka, несмотря на беспокойство столичных прокуроров, не оставляет планов по выпуску собственной криптовалюты. Площадкой для оборота цифровых активов LavkaLavka, а также проведения их публичного предложения (ICO) станет платформа «Восход», запущенная в тестовом режиме Ассоциацией НП РТС и Фондом развития Дальнего Востока. Партнеры рассчитывают на внимание китайских криптоинвесторов, разочарованных политикой Народного банка Китая.
LavkaLavka и НП РТС договорились о совместном запуске платформы для ICO (сбора средств инвесторов с использованием криптовалют по аналогии с размещением ценных бумаг на бирже). Об этом “Ъ” рассказал сооснователь кооператива Борис Акимов и подтвердили в НП РТС. По условиям соглашения платформа будет размещена в инвестиционной системе «Восход». Она была разработана в 2016 году Ассоциацией НП РТС совместно с Фондом развития Дальнего Востока для привлечения капитала в Дальневосточный регион.
LavkaLavka готовит ICO на «Восходе» в октябре. Инвесторам будут предложены токены под названием BioCoin (биокойн, см. “Ъ” от 24 июля). В ходе размещения кооператив хочет получить $15 млн. Привлеченные средства пойдут на развитие фермерской инфраструктуры LavkaLavka. Биокойн станет частью финансовой блокчейн-платформы, к которой смогут подключаться партнеры со всего мира. «На ее создание и развитие и поднимаются эти деньги»,— объясняет господин Акимов. Среди других задач платформы — создание системы лояльности. Уже сейчас помимо LavkaLavka к ней присоединились компании «Соллерс», «Дабл Би», «Марк и Лев».
4 сентября полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев заявил ТАСС, что система «Восход» первой в стране получила право работать с криптовалютами. Впрочем, Центробанк еще считает такую торговлю преждевременной. А в августе представителей LavkaLavka вызвала Лефортовская межрайонная прокуратура, попросив дать разъяснения о приеме биткойнов, сообщали «Ведомости». Впрочем, прокуратура нарушений не выявила: LavkaLavka не принимает биткойны за товар напрямую — покупатель переводит их на электронный кошелек LavkaLavka, которая на эту же сумму вносит рубли в кассу и пробивает чеки.
«Мы разделяем опасения мегарегулятора в части защиты прав инвесторов, но предлагаем разрабатывать законодательство на основе практики»,— говорит президент НП РТС Роман Горюнов. Дальний Восток сейчас — «регуляторная песочница», там можно получить успешные примеры и масштабировать их на всю страну, считает он. Партнеры также рассчитывают привлечь на площадку китайских криптоинвесторов, разочарованных запретом ICO в Китае. «Мы предложим им инвестировать в реальный сектор на Дальнем Востоке — в развитие малых форм фермерства и кооперации»,— говорит господин Акимов.
Сооснователь ModernToken Александр Гаркуша скептически относится к ICO, связанным с реальным сектором. «В реальном секторе может быть одна картина, а в блокчейн могут поставляться совершенно другие данные»,— говорит он. Другой риск, по его словам,— «принципиальная централизация». «Недоброжелательное поведение человека или группы людей может обрушить курс до нуля — в случае с биткойном или эфиром такого риска просто нет»,— рассуждает он. Также непонятно, кто и как будет обеспечивать ликвидность операций по обмену биокойна на другие реальные и виртуальные валюты, если создатели проекта собирают деньги даже на создание инфраструктуры, добавил гендиректор «Города денег» Владислав Олейников.