Эксперты "Волга Ньюс": "Современное общество нуждается в повышении культуры потребления алкогольных напитков"
Тематика "круглого стола" была выбрана не случайно: 15 сентября в Самаре и других городах России стартовала двухнедельная акция, приуроченная к Всемирному дню ответственного потребления пива. Глобальная инициатива, направленная на профилактику и решение проблем, связанных с продажей и потреблением алкоголя несовершеннолетними, объединила пивоваров, государственные, некоммерческие организации и сотни тысяч волонтеров в десятках стран мира. Если говорить о Самарской области и проблеме алкоголизации населения в целом, то сегодня можно с сожалением констатировать: введенные за последние годы меры по ограничению продажи алкогольных напитков не возымели должного эффекта. Это признают как в областном ГУВД, так и в правительстве региона. В частности, губернатор Самарской области Николай Меркушкин отметил, что усиление запретов привело лишь к увеличению потока нелегального алкоголя. С этим согласен и один из участников "круглого стола", председатель Ассоциации производителей и поставщиков алкогольной продукции при ТПП Самарской области Валентин Астахов. "Производство, реализация и потребление алкогольной продукции несут в себе как экономическую, так и социальную составляющую, — говорит он. — Сбалансировать их призваны законодательные акты и правоприменительная практика. Если данная работа в среднем по России за прошлый год добавила поступлений в бюджет примерно на треть, то в Самарской области за последние пять лет объемы реализации алкогольной продукции сократились почти в два раза. В результате регион ежегодно недополучает из федерального бюджета более 3 млрд рублей в виде возврата средств от акциза на алкоголь". Астахов уточняет, что главные причины этого лежат в чрезмерно завышенных ограничительных мерах в правилах торговли алкоголя и резком повышении акцизов: с 300 рублей до 523 рублей за литр безводного спирта. "С другой стороны, учитывая несоразмерно низкую, по сравнению с ценой на алкоголь, покупательную способность населения, мы видим как возрос спрос на суррогатную и контрафактную продукцию, а за ним выросло и предложение, — констатирует Астахов". Таким образом, напрашивается вопрос: быть может, региональным властям пора пересмотреть свою позицию и прекратить пользоваться одним лишь "кнутом"? Ведь потребителю, как и представителям бизнеса, иногда нужен и "пряник". С одной стороны, это могло бы выразиться в некоем смягчении действующих норм закона, и этим сегодня уже озадачены региональные парламентарии, приводя областной закон об ограничении продаж алкоголя по выходным и праздникам в соответствии с 171-м Федеральным законом, изменения в который вступили в силу 1 июля 2017 года. С другой стороны, власти вместе с бизнесом и общественными организациями должны начать воспитывать ответственность в потребителе, в первую очередь рассказывая молодежи о таких, казалось бы, простых вещах, как здоровый образ жизни, ответственность за нахождение в нетрезвом виде в общественных местах и последствия злоупотребления спиртными напитками. По этому поводу отдельно высказался эксперт Общероссийского Национального Фронта, руководитель региональной общественной организации "Дорога63" Аркадий Лазарев. По его словам, противоречие между законодательным запретом вождения в нетрезвом виде и допустимости такого поведения с точки зрения морали в обществе объясняется только тем, что принцип неотвратимости наказания в отношении пьяных водителей пока не работает на 100%. "Но он должен работать неукоснительно! — заявляет участник "круглого стола". — Тогда и появится в нашем обществе не понятие, а сам факт "ответственного потребления", когда ты отвечаешь не только за себя, находясь за рулем своей машины, но и за всех участников дорожного движения, в том числе и пешеходов". Аркадий Лазарев отмечает, что все запретительные нормы в части "пьяной" езды давно прописаны. "Их просто надо исполнять, нарушителей — карать строго", — считает активист ОНФ. Вопрос воспитания молодежи поднял и председатель региональной общественной организации "Союз потребителей" Эльнур Гамбаров. По его мнению, воспитывать ответственное потребление крайне важно и в семье, и в школе. "Но как бы там ни было, даже неправильное воспитание не освобождает предпринимателей от обязанности соблюдать букву закона", — считает эксперт. При всей сложности ситуации экспертов радует одно: власти региона стремятся здраво подходить к регулированию, стремятся содействовать развитию отрасли в рамках своих полномочий. В частности, как отметил Валентин Астахов, руководство Самарской области принимает энергичные меры в части отмены избыточных и неоправданных ограничений розничной продажи с учетом негативных социально-экономических последствий. "Решить данную проблему сегодня можно только повысив роль общественных и профессиональных организаций, а также привлекая к проблеме внимание со стороны общества", — говорит Астахов. Надо сказать, общество активно включается в этот процесс. Так, большие надежды сегодня связаны с началом работы общественных советов микрорайонов. "Управляющие микрорайонами проводят большую информационную и просветительскую работу, а также мониторинг объектов потребительского рынка, осуществляющих торговлю алкогольной продукцией на закрепленных за ними территориях", — рассказала управляющая микрорайоном 1/10 администрации Железнодорожного района Самары Любовь Козюра. А как производители и ритейлеры относятся к проблеме безответственного потребления? По словам заместителя директора Волжского филиала по связям с органами государственной власти и СМИ Алексея Сорокина, ответственный бизнес очень строго следит за этими вопросами. "Нами ведется постоянная работа по информированию персонала и покупателей, совершенствованию программного обеспечения, — говорит Сорокин. — В магазинах торговых сетей "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель" для покупателей в доступной форме размещены предупреждения о запрете продажи алкоголя лицам, не достигшим 18 лет. При продаже алкоголя на мониторе кассы появляется предупреждающая надпись о необходимости проверки документов покупателя на предмет его возраста. Со всеми работниками магазинов, осуществляющими продажу алкоголя, проводится ежедневный инструктаж о необходимости соблюдения правил торговли алкогольными напитками". День ответственного потребления был учрежден в сентябре 2015 года как общая инициатива Союза пивоваров России. Цель акции — развивать культуру ответственного потребления пенных напитков и внести вклад в решение проблем, связанных со злоупотреблением алкоголем. В Самаре акция традиционно проходит с активным участием общественных организаций, а также сотрудников компании "Балтика-Самара", которая выступает за повышение культуры и развитие традиций потребления пива. "Продажа пива несовершеннолетним — одна из ключевых проблем, которая продолжает беспокоить широкую общественность, — резюмировала управляющий по работе с органами власти и корпоративным отношениям в дивизионе "Урал-Поволжье" пивоваренной компании "Балтика" Виктория Агапова. — Поддержка и организация таких акций, как "18+ Правила общие — ответственность каждого" является частью программы устойчивого развития "Балтики" и Carlsberg Group. Одна из долгосрочных стратегических целей программы, к достижению которых будем стремиться, — "Ноль безответственного потребления". Для этого мы намерены развивать партнерство со всеми заинтересованными сторонами". В течение двух недель на портале "Волга Ньюс" шло голосование. Мы попросили наших читателей ответить на вопрос: сталкивались ли они в последнее время с фактами продажи алкоголя несовершеннолетним? Ответы распределились следующим образом. 36% выбрали вариант "Нет, в последнее время такого не вижу". 19% согласились, что в их районе "осталось несколько точек, которые неплохо было бы проверить". 32% посчитали, что "как торговали, так и продолжают торговать, ничего не изменилось". И лишь 13% согласились сообщить конкретные адреса точек, где, по их мнению, алкоголь продают лицам, не достигшим совершеннолетия.