Уйти нельзя остаться: к чему приведет политизированность ряда решений ЕСПЧ в отношении России

Вопрос взаимоотношений России с органами Совета Европы приобрел особую актуальность после того, как в 2014 году резко ухудшились отношения между Россией и Западом. У России очень сложные взаимоотношения с ЕСПЧ Например, это привело к тому, что было парализовано участие России в ПАСЕ, а также у нас возникли проблемы с рядом других институций, входящих в Совет Европы. В этом плане неудивительно последнее заявление главы международного комитета Совета Федерации РФ Константина Косачева, в котором сенатор раскритиковал действия Европейского суда по правам человека на российском направлении. Более того, он высказал подозрение, что некоторые шаги ЕСПЧ можно охарактеризовать, как элемент политического давления в отношении Москвы. Основная проблема, по мнению Константина Иосифовича, заключается в том, что жалобы из России часто рассматриваются в ЕСПЧ вне очереди, особенно если они касаются дел в отношении российских оппозиционеров. Кроме того, по ним присуждаются чрезвычайно большие выплаты. Сенатор пообещал отслеживать ситуацию, хотя и не пригрозил какими-то ответными действиями со стороны России, хотя разговоры об этом в Москве давно ведутся. Например, два года назад рассматривался вариант выхода России из-под юрисдикции ЕСПЧ и создания альтернативного органа по защите прав человека в рамках Евразийского союза, но в настоящий момент данный проект заморожен. Россия не собирается выходить из-под юрисдикции ЕСПЧ Кроме того, очевидно желание России не выходить из договорных обязательств по Совету Европы, несмотря на то, что Москва недовольна очень многими моментами. Профессор МГУ Андрей Манойло в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что вряд ли Россия сможет урегулировать эти спорные вопросы с Евросоюзом. «Вся проблема в том, что Европейский суд по правам человека не существует в вакууме, несмотря на то, что это авторитетный и уважаемый судебный орган. Из-за этого сложная обстановка в мире – в особенности в отношениях между Россией и Западом, действительно может оказывать определенное влияние на некоторые решения со стороны данной судебной инстанции», - заключает Манойло. Другой вопрос, что решить этот вопрос путем переговоров на сегодня невозможно, поскольку для этого, как считает Андрей Викторович, должна измениться внешнеполитическая обстановка. При этом, важно обратить внимание на то, что Косачев прокомментировал не правосудность тех или иных решений ЕСПЧ, а то обстоятельство, что некоторые из них были вынесены по особой процедуре, а также то, что по ним были назначены непропорционально большие компенсации. ЕСПЧ давно стал стандартным способом по защите российских граждан Такие действия находятся в полной юрисдикции ЕСПЧ и действительно представляют собой пример «мягкого» давления европейских инстанций на Россию, когда не нарушаются нормы Европейской конвенции, но дела де-факто все равно идут в «особом порядке». Впрочем, это не станет основанием для выхода России из Европейской конвенции, хотя бы потому, что ЕСПЧ давно стал стандартным способом для защиты прав российских граждан. Доцент кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ Дмитрий Леви в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что не стоит излишне политизировать этот вопрос, хотя бы из-за того, что большинство решений ЕСПЧ являются правомерными. «Здесь нужно понимать, что деятельность Совета Европы и деятельность ЕСПЧ планировались, как инструмент защиты граждан от произвола своего государства. На сегодня этот инструмент работает в отношении 47 стран, входящих в Совет Европы, а не только в отношении России, поэтому именно граждане нашей страны заинтересованы в том, чтобы Россия не выходила из ЕСПЧ и интегрировала его решения в свою правовую систему», - резюмирует Леви. Напомним, что Россия вошла в ЕСПЧ в 1998 году, и за это время, благодаря решениям данного суда, были нивелированы многие негативные моменты в российском законодательстве. Это факт, с которым невозможно спорить, но, в то же время, это было в тот период, когда в мире была совершенно другая обстановка. В рамках отношений России и ЕСПЧ будет еще немало спорных моментов «До середины двухтысячных годов политика России строилась на том, чтобы максимально быстро интегрировать решения ЕСПЧ в свою правовую систему, но затем наша позиция здесь радикально поменялась, и Москва все больше стала говорить о том, что часть решений данной инстанции носит политический характер. Другой вопрос, что в рамках этих разбирательств нужно больше нужно думать о том, как в России исполняется национальное законодательство», - констатирует Леви. К тому же, в ЕСПЧ есть и российские представители, которые там исполняют обязанности судей этого международного судебного органа, поэтому в данном вопросе все очень сложно. «Таким образом, это заявление Косачева носит прогосударственный, протекционистский характер. Это в первую очередь ответ на критику России по этому вопросу», - заключает Леви. Ведь, как считает Дмитрий Андреевич, если мы будем смотреть на содержание дел, решения по которым вынес ЕСПЧ, то в большинстве случаев сразу поймем, даже не будучи специалистами, что данная инстанция все рассудила правильно. Таким образом, эта проблема в отношениях между Россией и ЕСПЧ касается очень небольшого числа дел, где также существует множество спорных нюансов. «В большинстве случаев, решения ЕСПЧ – это не политическая заказуха, а инструмент защиты российских граждан от произвола на местах и в ряде отдельных регионов», - резюмирует Леви. Таким образом, позиция Косачева по ЕСПЧ является абсолютно правильной – Россия не будет выходить из этой структуры, но, в то же время, мы выражаем свое несогласие с некоторыми преференциями, которые в Страсбурге применяются по отношению к отдельным делам.