10 лайфхаков для тех, кому нужно выдать свежую идею (а не получается)

Свежие идеи никогда не берутся из пустоты — они являются результатом работы всех отделов головного мозга. Удачные решения возникают благодаря нашей памяти, накопленному опыту и умению систематизировать полученные знания. В 2000 году психиатр, нейробиолог и профессор биохимии Эрик Кандель получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине за исследование «Когнитивная нейронаука и изучение памяти», в котором предложил новую модель мозга — «умную память». Согласно его теории, все, что происходит с нами на протяжении жизни, так или иначе, регистрируется в разных частях нашего мозга. Таким образом, наш мозг похож на огромный шкаф со множеством ящичков: одни открываются, другие закрываются. Новая идея — это вовсе не прозрение, возникшее из ниоткуда, а удачная комбинация разного содержимого этих ящичков. Алхимия нашего сознания. Что можно сделать, чтобы открывались нужные «ящички», а наш генератор идей начал работать на полную мощность? Предлагаем 10 несложных лайфхаков, которые облегчат жизнь тем, для кого новые идеи — часть их профессии. 1. Больше идей, еще больше идей! Как говорил Лайнус Полинг, американский химик, кристаллограф и лауреат двух Нобелевских премий: «Лучший способ найти хорошие идеи — найти много идей и выкинуть плохие». Пикассо написал около 50 тысяч картин, и далеко не все из них вошли в «золотой фонд» живописи и принесли ему известность. Творческий процесс — не тот случай, когда «качество важнее количества», потому что и то, и другое имеет значение. Как пишет Эстанислао Бахрах в своей книге «Гибкий ум»: «Когда Эдисон усовершенствовал лампочку и создал батарею, один из помощников спросил его, как он ухитрился продолжать работать над этими изобретениями после тысяч неудачных попыток. Эдисон ответил, что не понимает вопроса, так как для него эти попытки не были неудачными. Он узнал способы, которые не работают». 2. Выключите «внутреннего редактора» Другими словами, перестаньте играть в игру «да, но…». Не отметайте идею сразу, как только она пришла в голову, позвольте ей родиться — думать, насколько она была плоха, будете потом. Критика — это то, к чему нас заставляют привыкнуть с детства. Когда мы были маленькими, многие слышали, что хвастаться нехорошо или что у кого-то получается лучше, чем у нас. Еще тогда появился на свет наш внутренний цензор, который сразу проверяет любую новую идею на прочность: достаточно ли она хороша, чтобы ее озвучить? Именно эта зажатость, внутренние рамки, которые мы выстраиваем самостоятельно, и мешают нам двигаться дальше. 3. Смените время активности Любители вставать «с петухами» убеждены, что самый высокий уровень продуктивности они показывают утром, но исследования 2012 года доказали, что это не совсем так. Марика Уит (Mareike Wieth), профессор психологии в колледже Альбион, вместе с коллегами провела интересный эксперимент. Они разделили участников на «сов» и «жаворонков», согласно заполненным ими анкетам. В разное время суток Уит просила участников решить три аналитических задачи и три творческие, а позже проанализировала качество выполнения. Выяснилось, что нет никакой разницы, в какое время дня люди решают задачи аналитического характера, зато отличия в творческих вопросах нашлись. Как ни странно, участники выполняли их гораздо лучше «не в свое» время, то есть в тот период, который они привыкли считать непродуктивным. Уит считает, что такой результат получился благодаря тому, что снизился ингибиторный контроль внимания (inhibitory attentional control) — способность фильтровать информацию и отделять важную от второстепенной. «Это состояние делает людей более восприимчивыми, они могут думать о вещах, которые, с первого взгляда, не связаны между собой. Этот поток дополнительный информации помогает достичь желанного момента просветления». 4. Перестаньте «брейнстормить» Техника «брейнсторма», или мозгового штурма, была придумана в 40-е годы одним из пионеров в области исследования творчества Алексом Осборном. Новая методика коллективного творчества была основана на четырех принципах: генерируйте как можно больше идей; приоритет должен отдаваться необычным и оригинальным идеям; комбинируйте возникающие идеи; воздержитесь от критики во время штурма. По отдельности каждый из этих советов казался очень разумным, а Осборн обещал, что его способ усилит творческий потенциал коллектива на 50%. Фото: Фотобанк Фотодженика. Дальнейшие исследования этого не подтвердили. Мета-анализ, проведенный среди чем 800 команд, показал, что по отдельности люди чаще генерируют оригинальные идеи — им буквально противопоказано вступать в коммуникацию с другими людьми. Мозговой штурм же, напротив, только вредит продуктивности команды. Причиной тому стала социальная тревожность — люди нередко стесняются высказывать свои мысли, боясь показаться глупыми среди коллег, а потому многие умалчивают даже об удачных идеях. 5. Обращайте внимание на предметы, которые до вас никто не замечал «Фокусирование или осмысленная постановка задачи — очень важный элемент творчества, — пишет Эдвард де Боно в своей книге "Гениально! Инструменты решения креативных задач". — Он гораздо важнее, чем думает большинство. Мы часто считаем, что творчество предназначено для решения серьезных проблем, требующих концептуальных изменений и высокого уровня творческого мышления. Предположим, однако, что вы заинтересовались предметом, на который никто, кроме вас, не потрудился обратить внимание. В таких случаях даже очень простая творческая идея может привести к впечатляющим результатам. Это девственная территория, где у вас еще нет конкурентов». Де Боно считает, что именно поиск необычных, никем до этого не замеченных, фокусных точек — важный творческий метод. Что бы вы ни делали, старайтесь придумать, как это сделать лучше, усовершенствовать, решить проблему. Харви Кеннеди заработал $2,5 млн на изобретении обычных шнурков! Он просто заметил, что в непогоду промокшие ботинки, которые тогда были преимущественно на пряжках, размокают и сваливаются с ног. Бенджамин Эйзенштадт, изобретатель сахарных пакетиков (нет, он не покончил с собой, вопреки легенде), мог бы заработать и того больше, если бы запатентовал свое изобретение. 6. Создайте свои ритуалы Кажется, что распорядок и правила скорее мешают творчеству, а не подстегивают его. Но на самом деле наш мозг привыкает к действиям, которые мы совершаем регулярно в одно и то же время. Так, маленьким детям перед сном читают книжку — мозг ребенка привыкает ассоциировать сказку со сном и начинает дремать еще до конца чтения. Стивен Кинг в своем автобиографическом романе «Как писать книги» высказывает такую мысль: «Нужна комната, нужна дверь и нужна твердая решимость ее закрыть. И еще нужна конкретная цель. Чем дольше вы будете держаться этих основ, тем легче будет акт письма. Не ждите прихода музы. Как я уже говорил, это тупоголовый мужик, не поддающийся творческому трепету. У него не стучащие столы мира спиритов, а обычная работа, как прокладка труб или перегонка тяжелых грузовиков. Ваша работа — довести до его сведения, что вы находитесь там-то и там-то с девяти до полудня или с семи до трех. Если он это будет знать, уверяю вас, он рано или поздно появится, жуя сигару и совершая волшебство». Подключайте воображение в какой-то конкретный отрезок времени: например, по пути от остановки до работы или во время мытья посуды. Даже если с первого раза ничего не получится, с десятого — выйдет точно. 7. Используйте разные техники Упражнений, помогающих преодолеть творческий кризис, — множество. Например, Эстанислао Бахрах в своей книге «Гибкий ум» предлагает метод «забавных вопросов»: «Если бы проблема была живым существом, кем бы она была? Нарисуйте живое существо, олицетворяющее проблему. Придумайте, какое у нее прошлое, и какие могут быть будущие реинкарнации. Вообразите, что вы съели проблему. Какой у нее вкус? Есть ли в проблеме что-то красивое? Есть ли в ней что-то интересное? Вы можете представить личную жизнь проблемы? Какие у нее взгляды на политику?». С первого взгляда звучит нелепо, но именно нестандартный подход к решению задач может помочь разрубить гордиев узел застоя. Подобных упражнений можно найти множество — выберите те, которые подходят именно вам. 8. Делайте упражнения Казалось бы, какая связь? Группа голландских ученых в 2013 году провели исследование, как умеренные физические нагрузки влияют на креативность. «В литературе встречаются предположения, что иногда физическая активность помогает преодолеть ментальные блоки и недостаток вдохновения, — говорит профессор Лоренцо Кольцато (Lorenzo Colzato), когнитивный психолог в университете Лейдена. — И Генри Джеймс, и Томас Манн совершали прогулки перед тем, как начать писать». Ученые провели ряд тестов, чтобы выяснить, участники с каким распорядком дня обладают более ярко выраженным творческим мышлением. «Мы сравнили результаты тех, кто тренируется по меньшей мере четыре раза в неделю с теми, кто не делает упражнения на регулярной основе — и обнаружили, что первые показывают более высокие результаты, чем последние. Мы полагаем, что физическая активность тренирует ваш мозг: он становится гибче в нахождении креативных решений». Исследователи подчеркивают, что физическая активность начинает стимулировать творческую жилку, если заниматься ей регулярно — разовые вспышки ЗОЖ ничего не дадут. 9. Сделайте паузу — но не очень длинную Творческая пауза — такой же важный элемент созидания, как сам процесс творения. «Пауза — это не реакция на внешнее событие. Это результат вашего намерения остановиться. Творческая пауза — это прерывание плавного течения обыденных мыслей, позволяющее обратить внимание на определенный предмет», — считает Эдвард де Боно. Он подчеркивает, что не нужно искать причин, чтобы сделать творческую паузу, не нужно дожидаться стимула — она должна стать результатом вашего осознанного решения. «Вы делаете паузу, чтобы совершить творческое усилие». При этом, не затягивайте с остановками, иначе можете растерять весь запал, выбиться из колеи, и тогда придется начинать все заново. 10. Приглушите свет Помните шутливое выражение «темнота — друг молодежи»? Часть истины в нем есть. Темнота пробуждает муз, показали исследования ученых из университета Штуттгарта и университета Хохенхайма. Эксперты провели шесть испытаний, чтобы определить, как яркость света влияет на творческую продуктивность. Фото: Фотобанк Фотодженика. В испытании приняли участие 114 немецких выпускников вузов, которых разбили на несколько групп и задали им задачи, решение которых требовало нестандартного подхода. Группы работали в помещениях разной освещенности: от очень яркого света до приглушенного. Те группы, которые работали в условиях низкой освещенности, показали лучшие результаты, чем те, которым приходилось искать творческое решение на свету. Более того, «победители» подчеркивали, что чувствовали себя «свободными от ограничений», как если бы их фантазию ничего не ограничивало. Какой бы способ вы ни использовали, чтобы подстегнуть воображение, помните: вы — далеко не первый, кто попадает в «творческий тупик», это нормальное состояние любого, кто вынужден искать нестандартные решения. Не нужно бояться этого состояние — оно временное, и в ваших силах изменить ситуацию к лучшему. Материалы по теме: 10 Telegram-ботов для стартаперов: работа, языки, поездки и продуктивность Наш мозг создан не для того, чтобы запоминать Как я работаю над двумя проектами в разных часовых поясах одновременно Не просто лампочка – как освещение меняет жизнь офисного сотрудника Как все успевать: лайфхаки от российских предпринимателей и топ-менеджеров Фото на обложке: Фотобанк Фотодженика.

10 лайфхаков для тех, кому нужно выдать свежую идею (а не получается)
© RB.ru