Что такое Patreon и почему он является экономическим двигателем интернет-культуры
Patreon чем-то напоминает краудфандинговые площадки вроде Kickstarter и Indiegogo, но в отличие от них здесь певец мог собрать деньги не на какой-то один проект, а получать финансовую поддержку от «патронов» за каждое новое видео (с учетом 5%-й комиссии Patreon). Теперь Холленс является преданным евангелистом платформы. «Каждый музыкант и творец, который хочет зарабатывать, обязан завести блог на Patreon, — считает певец. — Для меня эта площадка стала всем». Patreon отчасти работает по системе меценатства, которая была популярна в эпоху Возрождения. Именно благодаря ей на свет появились такие шедевры, как роспись потолка Сикстинской капеллы от Микеланджело. Kickstarter показал новый способ сбора денег на создание игр, гаджетов и прочих продуктов. У Patreon же более амбициозная цель. «Мы хотим финансировать творческих людей, — сказал генеральный директор и один из основателей площадки Джек Конте. — Нам хочется, чтобы спустя десять лет подрастающее поколение знало, что каждый может стать профессиональным творцом». Нельзя сказать, что Patreon — это просто замена традиционных звукозаписывающих лейблов и телевизионных сетей. Скорее, это идеальный инкубатор для интернет-субкультур, в котором маленькая группа преданных фанатов может напрямую поддерживать работы своего любимого автора. Среди творческих людей, которые используют Patreon, не только люди искусства, но и видеоблогеры, деятели культуры и даже политики. Модель Patreon позволяет людям воспринимать себя не как потребителей, а как членов закрытого клуба, не ограниченных рамками мейнстрима. Так площадка размывает границы между творцом, его работами и аудиторией весьма неожиданными способами. Как появился Patreon Создатель Patreon Джек Конте раньше пел в музыкальном дуэте Pomplamoose. В 2013 году он решил снять клип на свою сольную композицию Pedals. Идея ролика была весьма амбициозной — Конте хотел, чтобы в нем были декорации космического корабля в стиле фантастических фильмов 70-х годов и поющие роботы. Музыкант рассчитывал, что если его клип наберет за год миллион просмотров, то он сможет заработать на рекламе примерно $100. На съемку ролика он потратил три месяца и $10 тысяч. Затем Конте понял, что если бы каждый человек, посмотревший его клип, клал доллар в своеобразную онлайн-версию банки для чаевых, то он бы заработал гораздо больше. «Что, если бы фанаты могли финансово поддержать выход его новых видеороликов? — задумался он. — А что было бы, если бы такой способ заработка был доступен любому музыканту или художнику?». Конте рассказал об этой идее своему старому другу Сэму Яму, основателю компании AdWhirl, занимающейся мобильной рекламой. Яму понравилась его идея, и в мае 2013 года друзьям удалось запустить раннюю версию Patreon, на разработку которой ушло два месяца. Конте ожидал, что фанаты будут платить за выход следующих роликов по одному-два доллара. Однако через пару недель он начал получать за каждый новый клип по $4 тысячи. В среднем каждый патрон платил ему целых $9. Конте выкладывал свои ролики в открытый доступ на YouTube, но патроны получали дополнительно эксклюзивные новости, возможность первыми приобрести билеты на концерт и прочие приятные бонусы. Затем на платформу начали приходить первые творческие люди, вроде Питера Холленса. Сейчас на Patreon 50 тысяч активных пользователей и более миллиона патронов. Сколько денег вращается на Patreon По сравнению с Kickstarter, Patreon — по-прежнему очень маленькая платформа, но она стремительно растет. Половина текущего количества патронов и пользователей пришли на нее в прошлом году. За последние три года через площадку прошло около $100 миллионов. Ожидается, что в 2017 году эта сумма увеличится до $150 миллионов. Сама компания Patreon привлекла $47 миллионов инвестиций, в январе прошлого года она закрыла $30-миллионный раунд финансирования. Конте и его группа Pomplamoose до сих пользуются Patreon — за каждую выпущенную песню они получают около $5 тысяч от 1700 патронов. Изображение: The Verge Модель Patreon похожа на систему ежемесячных пожертвований. Но главное преимущество площадки в том, что она позволяет каждому пользователю создать собственный план финансирования. Не только малоизвестные творческие люди получают поддержку на Patreon — в последнее время на платформе все чаще появляются и относительно крупные проекты. Недавно Patreon даже поменяла дизайн на более формальный, чтобы подчеркнуть, что платформа рассчитана не только на «уличных музыкантов» интернета, но и подходит для бизнеса. Люди поддерживают самого творца, а не только его работы Патроны не покупают готовое произведение, как это бывает с товарами на Kickstarter, и не делают пожертвования, чтобы решить какую-то проблему, как на GoFundMe. Они поддерживают самого автора работ, его творчество и идеи. Изображение: The Verge Поэтому, чтобы добиться успеха на Patreon, нужно хорошо знать свою аудиторию. Взять, к примеру, музыканта и продюсера Майкла Аранда. У него два проекта на Patreon: один для его продюсерской компании Synema Studios, а второй представляет собой видеоблог для узкой аудитории. На второй проект подписано 287 патронов, которые платят ему $1460 в месяц. Аранда четко разграничивает эти два проекта. В личном блоге он полностью уделяет внимание своей аудитории — например, за $3 в месяц можно получить доступ к серверу Minecraft, где продюсер иногда играет со своими патронами. Другие пользователи проводят прямые трансляции или общаются с патронами в чатах — в прошлом году популярный среди геймеров голосовой чат Discord добавил возможность интеграции своего сервиса в Patreon. У пользователи Patreon гораздо больше свободы, чем на Kickstarter, потому что они не обещают за финансовую поддержку готовый продукт. Если они не смогут завершить вовремя какой-либо проект или он окажется неудачным, то вряд ли от них потребуют компенсацию. В конце концов, патроны жертвуют небольшие суммы, поэтому претензий обычно не бывает. Кто пользуется платформой На Patreon можно найти авторов самых разных проектов — от юмористических шоу до старых видеоигр. На площадке разрешается публиковать контент для взрослых, поэтому ее активно используют художники, рисующие эротические работы. Но не все виды творчества пользуются спросом на Patreon — менее всего там популярны музыканты. Сейчас наибольшую поддержку получают подкасты и видеоблоги. Конте не удивляет популярность этих жанров. По его словам, успеха на площадке добивается тот, кто любит своих фанатов, которые отвечают ему взаимностью, а подкасты и видеоролики отлично подходят для выражения любви к аудитории. Изображение: The Verge Питер Холленс смог разрушить популярный миф о закрытости знаменитых музыкантов. Его клипы обычно очень качественные и стильные, но в конце каждого он просто обращается к зрителям на камеру, ломая четвертую стену. «Музыканты — это продукт, — сказал он. — Сейчас нам трудно скрыть от аудитории, что мы обычные люди. В первую очередь, я человек, а потом уже музыкант — и, мне кажется, такой подход идеально подойдет для каждого, кто хочет добиться успеха в музыке». Сейчас в глазах общества творчество и его автор практически неразделимы. Есть ли будущее у того, кто хочет быть музыкантом, но не желает раскрываться как личность? «Не думаю, что это возможно, — считает Холленс. — Мы больше не увидим «закрытых» знаменитостей, которых можно просто любить издалека. Такие люди теряют свою ценность». Для творческих людей, у которых уже есть стабильный заработок, Patreon может служить всего лишь дополнительным местом для сбора пожертвований. Художник Арлин Ортиз получает около $100 за каждую фэнтезийную карту, которую создает — такой приятный бонус к доходу он получает уже целых два года. Он общается с патронами, но они не так активны, как фанаты видеоблогеров. «Этим людям просто нравится мое творчество, — сказал Ортиз. — Вряд ли они бы хотели увидеть видеоблог с моим участием». Проблемы и скептики Не все разделяют восторг по поводу Patreon. Один из критиков платформы считает, что ее пользователи слишком зависят от своих спонсоров. «Ваш босс — это всего лишь толпа фанатов», — прокомментировал он. «Patreon помог многим моим знакомым заработать себе на хлеб, — рассказала журналистка Эмили Гера. — Но это всего лишь заплатка, которой мы пытаемся прикрыть гораздо большую проблему — а именно отсутствие вменяемых зарплат и финансирования на государственном и корпоративном уровне». Изображение: The Verge Еще одна проблема Patreon — его открытость. Из-за нее здесь можно найти довольно неприятные сообщества, в которых нет никаких правил и может публиковаться любой контент, вплоть до детской порнографии. К счастью, одно из таких, 8chan, удалось закрыть, а на платформе появились правила, запрещающие травлю и разжигание ненависти. Тем не менее, иногда модерация на Patreon работает довольно странно. Недавно платформа удалила страницу антифашистского издания It’s Going Down за репост анонимного сообщения от человека, который перекрыл железнодорожные пути. Позже Конте пообещал увеличить команду модераторов Patreon, а также пересмотреть работу системы банов и предупреждений. Чего не хватает платформе Модель Patreon, как и любая экономическая система, всегда оказывает влияние на то, как работают творческие люди. Тем не менее компании стоит принять более конкретные решения касаемо своего предназначения и масштабов. «Мы хотим финансировать целый класс творческих людей, — заявил Конте. — Сейчас наш продукт предназначен для творцов, которые регулярно выкладывают в сеть свои работы и у которых есть стабильная фанатская база». Кроме того, площадке не помешало бы поменять дизайн и поработать над продвижением конкретных пользователей. Максимум здесь можно просмотреть 20 лучших авторов в каждой категории — чтобы найти еще, приходится пользоваться поиском по ключевым словам. На Patreon есть советы о том, как продвигать свой блог, но они рассчитаны на тех, у кого уже есть поклонники, и не помогут набрать аудиторию с нуля. Patreon — пока что слишком молодая и маленькая платформа, чтобы судить о том, какой эффект она вызовет в будущем. Инвестор Patreon Дэнни Раймер из фонда Index Ventures знает, что патроны постоянно поддерживают одних и тех же людей и потому надеются, что каждый новый пользователь площадки будет приводить с собой уникальную фанатскую базу и тем самым поможет росту платформы. Некоторые пользователи получают огромные деньги на Patreon, как например, американская певица Аманда Палмер — по $40 тысяч за одну работу. Однако из-за того, что здесь нет конечной суммы финансирования, как на Kickstarter, мы никогда не услышим о «самых дорогих проектах на Patreon». Так или иначе, Patreon отражает всю суть интернет-сообщества. В худших случаях, это место, где разжигается ненависть, а в лучших — плодородная почва для творческих людей, работающих вне мейнстрима. И чем сильнее становится модель Patreon, тем меньшей силой обладает этот самый мейнстрим. «Мы привыкли, что творческий человек — это либо голодный художник, либо богатая звезда, которая катается по миру, — сказал Конте. — Такое заблуждение исчезает, нет, его уже не существует. Вот только остальной мир пока что об этом не знает». Источник. Материалы по теме: Что если каждый месяц вам стали бы платить по $1000 просто так? Эксперимент Facebook позволит запускать в соцсети сбор средств на личные цели Как пиарить себя на тематических площадках 5 вариантов, как монетизировать свой уютный канал на YouTube