«Яндекс» найдет курьера

«Яндекс» запустил «Яндекс.Маршрутизацию» — платную платформу для компаний, которые занимаются перевозками или доставкой заказов в городских условиях. Она должна помочь оптимизировать маршруты и контролировать их выполнение. Подобные платформы уже разрабатывают и используют российские стартапы и сами логистические компании — из-за неэффективной логистики российский бизнес ежегодно теряет 6–8 млрд руб., оценивают эксперты.

«Яндекс» запустил платную логистическую платформу
© Коммерсантъ

Новый сервис «Яндекс.Маршрутизация» предлагает компаниям набор технологий, чтобы улучшить сервис для конечных пользователей и сократить транспортные издержки, следует из сообщения «Яндекса». Платформа позволяет строить оптимальные маршруты вне зависимости от количества промежуточных точек с учетом текущей загруженности дорог и прогноза пробок. Если у бизнеса большой штат курьеров, «Маршрутизация» автоматически найдет того, кто быстрее доберется до пункта выдачи заказа или до клиента. Стоимость использования платформы в компании не уточняют.

«Яндекс.Маршрутизация» ориентирована не только на компании с собственным автопарком и штатом курьеров, но и на любой бизнес, который имеет дело с логистикой, а также на разработчиков ПО для транспортной индустрии, говорят в «Яндексе». Последние на основе платформы смогут создавать собственные решения. Продукт также позволяет корпоративным клиентам встроить в свои приложения и сайты модуль для информирования покупателей о прибытии заказа. К примеру, человек, заказав в интернет-магазине холодильник, может в режиме реального времени наблюдать на карте за перемещением курьера и узнать, когда он окажется на месте, объясняют в компании. «Практически каждый городской бизнес — от ресторана, у которого есть доставка, до топливозаправочной компании — хочет снизить издержки на последней миле, то есть на последнем этапе доставки,— рассуждает руководитель бизнес-направления геосервисов “Яндекса” Григорий Поваров.— В индустрии городской логистики для этого нет стандартизированных технологических решений, поэтому мы хотим предложить рынку свое».

Платформу уже использует «Яндекс.Такси» для маршрутизации сотен тысяч автомобилей в 126 городах России и ближнего зарубежья, чтобы быстрее подавать машину и точнее рассчитывать стоимость поездки. У «Маршрутизации» уже есть и внешние заказчики: ее решения применяет немецкий производитель ПО SAP в продукте SAP Transportation Management и компания КПМГ, с которой «Яндекс» работает над пилотным проектом по маршрутизации бензовозов.

В России из-за огромной территории и неэффективной транспортной системы логистические затраты достигают почти 20% ВВП, тогда как в США — 8%, в Европе — 9%, говорит руководитель лаборатории больших данных Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Анатолий Орлов. «По нашим оценкам, российские компании ежегодно теряют 6–8 млрд руб. из-за неэффективной логистики. Цифровизация транспорта может повысить эффективность системы, а значит, на “Маршрутизацию” будет спрос»,— полагает он. Аналогичный продукт уже делает стартап VeeRoute, из которого ФРИИ «успешно вышел», напоминает господин Орлов. «Подобные сервисы, свои или покупные, вынужденно есть у каждой крупной логистической компании для внутреннего использования»,— уточняет он.

По мнению гендиректора Pulse Express Алексея Жукова, «Маршрутизация» может быть особенно востребована в Москве, где работает много небольших служб доставки. «“Яндекс” предлагает рынку то, в чем он силен: геосервисы и накопленную аналитику по дорожной ситуации. Фактически это навигатор для курьера»,— говорит господин Жуков.