Цифровые дети
Как в России увлеклись ментальной арифметикой У родителей «будущих гениев» новое увлечение — ментальная арифметика. Если когда-то россияне мечтали освоить чудеса быстрого счета с помощью методов Трахтенберга и Перельмана, то теперь уповают на помощь «воображаемого абакуса». ДИАНА КАРЛИНЕР Все началось, кажется, с «Пусть говорят» двухлетней давности. В том выпуске творил чудеса девятилетний Данияр из Казахстана: складывал трехзначные числа быстрее калькулятора, замечал десятки цифр практически одновременно — взрослые ахали, полный фурор. Потом было шоу Галкина, где девочка за пять секунд складывала числа с полусотни поднятых зрителями табличек; шоу «Удивительные люди», в котором ребенок считал в уме, а вслух читал в это время стихи, десятки других шоу и сотни роликов на YouTube. Это уже были дети из школ ментальной арифметики, которые стали стремительно открываться в российских городах. Для тех, кто вовсе не стремится делать из детей математиков-циркачей, на сайтах таких школ разъясняют, что быстрый счет — это лишь побочный продукт образования, а главная цель — заставить работать оба полушария мозга, в чем помогут «древние японские счеты соробан, или абакус». Счеты как счеты — только количество косточек отличается. Сначала дети учатся считать, держа их в руках, потом счеты забирают — абакус становится воображаемым. Верхние косточки на счетах в таких школах велено называть «братьями» и «небесной косточкой», нижние — «друзьями» и косточкой «земной». Детям, научившимся считать в уме, предлагают экспериментировать: на сайтах школ и в соцсетях полно роликов, где мальчики и девочки танцуют ча-ча-ча, читают Пушкина, играют на трубе и странно шевелят пальцами — щелкают воображаемыми счетами. Скорость вычислений действительно впечатляет. Насмотревшись роликов, я взахлеб пересказываю увиденное своему знакомому японцу, фотографу Икуру Куваджима. «Бедные дети,— смеется Икуру.— Меня этими счетами три года в школе мучили, а считаю я в итоге совсем не лучше всех». Тут я соображаю, что древние японские счеты соробан не фигура речи и что в Японии это, очевидно, основная методика обучения математике. — Нет, не основная,— возражает Икуру.— Уроки были обязательными, но, к счастью, только в начальной школе. Методика довольно скучная — сидишь целый урок счеты перебираешь. Экзамен можно было сдавать по желанию, но у меня такого желания не возникло. Странно, что в России это стало так популярно. Квартиру — за соробан На сайте одной из школ ментальной арифметики сообщается, что во всем мире сейчас по такой методике обучается 5 млн человек. Учитывая, что методика популярна в Китае, Японии и некоторых других странах Азии, не так и много. В Россию мода на абакус пришла из Казахстана — там, например, в одной сети школ «Юсимас» 30 центров. Основал «Юсимас» доктор Дино Вонг в 1993 году, в Куала-Лумпуре в Малайзии. Своими математиками в мире больше известна, пожалуй, Россия, чем Малайзия, и тем не менее малайзийская компания, обучающая малышей быстрому счету, стала в странах бывшего СССР невероятно популярной. Одну из школ доктора Вонга закончил и Данияр из передачи Малахова. Центр по франшизе открыла выпускница Колумбийского университета Алия Маулешева. Она вспоминает, что во время лекции по структурированию финансов профессор дал задание посчитать процентную ставку сделки, и, пока слушатели только доставали компьютеры и калькуляторы, один студент из Азии все вычислил в уме. Это удивило профессора, через несколько дней студент получил престижную должность в инвестиционном фонде. Алия, впечатлившись его успехами и узнав, что в детстве он учился считать по абакусу, по возвращении в Казахстан в 2011 году купила франшизу «Юсимаса». Хорошо идет бизнес у «Юсимаса» и в России — сегодня стоимость обучения ребенка от 4 до 12 лет в его центрах составляет 9500 руб. в месяц (занятия двухчасовые, проходят раз в неделю), и в сеть уже входит 29 заведений. «Когда родители видят на экране быстро считающих девочку или мальчика, им хочется, чтобы их дети умели так же»,— объясняет причины популярности школ тренер соробана Ольга Ермакова. Сейчас школ ментальной арифметики в России несколько десятков, и почти у каждой есть филиалы во многих регионах, иногда несколько офисов в одном городе. Франшиза раскрученных школ стоит порядка 350 тыс. руб., но многим это вложение кажется оправданным: Юрий Новоселов, директор школы «Соробан», утверждает, что после одной только программы Елены Малышевой о ментальной арифметике в школу записалось полторы тысячи человек. «Записалось бы и больше, но у нас упал сайт»,— не может скрыть радости бизнесмен. В 2011 году Юрий Новоселов из-за «Соробана» продал квартиру. В его родной Днепропетровск по работе прилетел приятель Кемаль из Турции. Встретившись, мужчины говорили про успехи детей, и Кемаль похвастался видео, на котором его сын Дэнис складывал в уме трехзначные числа. Через неделю Юрий отправился в гости к Кемалю, чтобы познакомиться с Дэнисом и узнать у того о предмете, которым он владеет. Мальчик объяснил, что такое воображаемые счеты, и назвал школу, в которой учится ментальной арифметике. Новоселов, радиофизик по образованию, смекнул: «Если это удивило меня, то удивит весь мир. А то, что удивляет мир, хорошо продается». Он договорился со школой, которая обучит его методике преподавания древних японских счетов: обучение и аренда будущего офиса для занятий, пусть даже и при гаражном кооперативе, стоили немалых денег, поэтому Юрий решил пойти на риск и продал квартиру. О своем решении Новоселов не жалеет: он начинал преподавать в неотапливаемом помещении маленького украинского города для 18 детей — сейчас у него только в России 33 школы, в которых учится 3500 учеников, а есть еще школы в Италии, Польше и Молдавии. «Почему ментальная арифметика популярна? Родители хотят чуда»,— объясняет Юрий Новоселов. Предприниматель уверен — успех связан с тем, что он изменил классическую систему обучения на соробане — разделил классы по уровням, а также изменил порядок уроков. В классической системе дети сначала изучают всю теорию, а здесь сразу учатся считать. «Если ребенку нужно полгода учить теорию без возможности похвастаться умениями перед мамой, то такое обучение его демотивирует»,— уверен Юрий. Облегченный вариант программы, с его точки зрения, позволяет любому ребенку, даже не самому гениальному, почувствовать себя умным и талантливым. «У детей появляется уверенность и желание выйти к доске — не за оценками, а чтобы показать, какие они умные»,— добавляет Новоселов. Очень быстро ментальная арифметика распространилась по всей территории России. Скоро начнется набор в городе Арсеньеве, который находится в трех часах езды от Владивостока: директор нового филиала приезжала в Москву, чтобы пройти обучение, загрузила чемодан 30 кг книг и поехала обустраивать офис. По условиям некоторых школ каждый директор обязан год отработать учителем соробана, но этот принцип соблюдается не во всех франшизах. В некоторых учителя могут пройти обучение онлайн, посмотрев несколько роликов о методике, и сразу же открыть набор. Есть школы, которые набирают группы на летний интенсив: тот же «Соробан» проводил занятия по 1000 руб. в месяц, за этот период в его центры пришла почти тысяча учеников (притом что на интенсивных летних курсах нагрузка в два раза больше, чем во время учебного года). Спрос на услугу неоднородный: директор одной из московских школ ментальной арифметики Алексей Сезонов рассказывает, что запись на Рублевке была в разы больше, чем в другие офисы по Москве. Феноменальные счетчики Стремление тренировать мозг, и в частности быстро и хорошо считать,— тема не новая, а само желание весьма похвально. Феноменальные счетчики (люди, обладающие особыми способностями в устном счете, такие как Андре Ампер или Карл Гаусс) всегда вызывали восторг и поклонение современников, а задолго до появления калькуляторов в мире были популярны выступления и поединки самородков. В Советском Союзе таким феноменом был, например, Игорь Шелушков — в 1960-е он часто выступал с гастролями, демонстрируя умение извлекать корни разных степеней из многозначных чисел и фантастическую память. В 1968-м Шелушков стал одним из героев фильма «Семь шагов за горизонт» — о людях с феноменальными способностями, а в 1973-м оказался в психушке… Проводятся соревнования по устному счету и сейчас: наиболее известные — состязание среди школьников «Пранглимине» (от эстонского «всезнайки») и среди взрослых — мировой чемпионат по вычислениям в уме (проводится в Германии). Соревнования по ментальной арифметике устраиваются отдельно, лидирующие позиции в них, судя по новостям, занимают дети из Казахстана. Интерес к различным методикам быстрого счета в России возникает не впервые. Бестселлером в свое время стала книга Якова Трахтенберга: написанная в фашистском концлагере, она содержала описание метода — по сути, набора легко запоминающихся шаблонов. Другой бестселлер — книга о методах быстрого счета Якова Перельмана. Но это все о взрослых, с детьми — сложнее. Доцент Пенсильванского университета Пол Морган не так давно опубликовал исследование, в котором утверждается, что преподавание математики в младшей школе наиболее уязвимо, поскольку, несмотря на все разнообразие методик, вопрос о том, какая из них более эффективна, изучен очень плохо. А эксперименты в этой области опасны: связь между повышенной нагрузкой и нарушениями психики выявили немецкие психиатры под руководством Иоганна Шульца еще в 1930-х. Руководители школ ментальной арифметики уверяют, что быстрый счет — это лишь побочный продукт методики, на самом деле она направлена на развитие мозга — причем обоих полушарий в равной степени. Но доказательств этому нет, научных исследований, посвященных данной методике, нам обнаружить не удалось. Женя (Евгения Марковна) Кац, методолог и автор книги «Математика в твоих руках», ознакомившись с принципами ментальной арифметики, утверждает, что постулат о развитии межполушарных связей — рекламный трюк, а «по сути, это натаскивание, заучивание и дрессировка». Такого же мнения придерживается основатель онлайн-платформы для юных математиков учи.ru Иван Коломиец. «Методика основана на запоминании нескольких алгоритмов счета и соревновательности учеников. Для способных ребят это, наверное, не вредно — но и не особо полезно: время можно было бы потратить на что-то действительно развивающее — например, на настоящую математику, которая куда интереснее сложения и вычитания на скорость. А вот детям, не блещущим способностями, или детям медленным, вдумчивым такая жесткая система, я уверен, может оказаться вредна». В свое время Лев Выготский ввел понятие «зона ближайшего развития». Он считал, что нагрузки и предложенная ребенку задача должны быть на уровне его способностей решить заданное самостоятельно. То есть, если задача слишком простая, у ученика не будет мотивации ее решать или продолжать занятия, но и если задача слишком сложная, выше его уровня развития и способностей, мотивации также не будет. Или, как пишут психологи Михаил Кондратьев и Валерий Ильин в книге «Азбука социального психолога-практика», «чрезвычайно “модные” сегодня попытки родителей “развивать” своих детей дошкольного возраста посредством обучения их счету и письму, иностранным языкам, музыке зачастую нередко не только наносят ущерб физическому и психическому здоровью, но и резко снижают мотивацию ребенка к обучению по достижении им школьного возраста». Сами руководители школ ментальной арифметики отчасти признают, что чаяния родителей, мечтающих вырастить из детей гениев, не всегда бывают адекватны. «Родители видят какого-нибудь Бэтмена быстрого счета и думают, что их ребенок будет таким же. Им никто не говорит, что выигрышный билет один из четырех»,— объясняет Юрий Новоселов.