«Люди не знают, что делать при банкротстве УК». Эксперты придумали, как победить безграмотность в сфере ЖКХ в Тюмени
Первой выступила председатель некоммерческой организации по защите прав потребителей по Тюменской области Екатерина Браун. Она рассказала, что потребители УК «Комфортный дом», когда узнали о банкротстве компании, стали активно обращаться к ней. Люди не знали, стоит ли им производить платежи, есть ли смысл платить напрямую ресурсосодержащим компаниям, как быть тем, кто заплатил аванс вперед за квартиру. При этом сотрудники УК, по словам Екатерины Браун, перестали выходить на связь. «После того, как был выбран конкурсный управляющий, звонков от горожан стало еще больше. Всех интересовал порядок начисления оплаты. Хотелось бы на этом круглом столе получить ответы на эти вопросы», – заявила председатель организации. Начальник отдела по административным производствам государственной жилищной инспекции по Тюменской области Елена Головочева объяснила, что в случае банкротства УК собственники могут либо выбрать другую компанию, либо сменить способ управления. «Иначе управляющая организация будет руководить до тех пор, пока ее не ликвидируют, – заявила Елена Головочева. – Против нее может быть возбуждено уголовное дело, но собственники должны будут платить ей. В случае если назначено конкурное производство, но в УК уже никто не работает и свои обязанности не выполняет, собственникам надо составить акт о невыполнении услуг и требовать перерасчета у конкурсного управляющего». При этом, отметила Елена Головочева, в случае с УК «Комфортный дом» жильцы выбрали снова эту же компанию только с другим ИНН. По ее словам, управляющие компании часто так делают, например, меняя в названии только кавычки. У участников заседания сразу возник вопрос: как сами собственники не заметили и подписали договор? По мнению собравшихся, в этом заключается самая большая проблема граждан – безграмотность. Они слишком уповают на обязанности УК, несмотря на то, что жилищный кодекс требует инициирования со стороны собственников. Согласно предварительным итогам исследования «Тюменской центральной лаборатории», 97 % опрошенных тюменцев знают свою управляющую компанию, но только 32 % интересуются ее статьями расходов. 30 % респондентов просто не знают, где размещается эта информация, 27 % совсем не интересуются этим. Большинство опрошенных высказали пожелание, чтобы информация о расходах УК приходила к ним на почту, а некоторым, в частности, пожилым, – в печатном виде. Экспертами был сделан вывод, что взаимодействие управляющих компаний и граждан находится на очень низком уровне. «Люди просто не знают, что делать, если увидели в квитанции другого исполнителя услуг. Это говорит, что они полностью не информированы о порядке взаимодействия с УК. Есть люди, которые радеют за свой дом, но они сталкиваются с юридическими тонкостями, которые сводят все их старания к нулю», – отметила Екатерина Браун.Чтобы решить проблему участники круглого стола решили создать методичку для собственников, в которой пропишут всю информацию, необходимую для понимания. Руководитель ООО «УК ЖКХ» Константин Мячиков заявил, что он готов взять на себя обязанность по составлению брошюры. «Методички придумать не проблема. Главное – пустить их в народ. У нас есть общественные организации, которые могут помочь в распространении. Люди приходят к ним и задают вопросы, они не знают, что делать», – сказал Константин Мячиков. В свою очередь помощник руководителя управления Роспотребнадзора по Тюменской области Надежда Соколова обратила внимание собравшихся на пробел в законодательстве. «Вот компания обанкротилась, а что говорит законодатель? Ничего. Этот вопросы должны быть местного значения. Должно быть управление сверху в такие моменты. Аварийное управление», – заявила она. Еще один важный вопрос, который обсудили участники дискуссии, – это отопление в домах обанкротившейся УК «Комфортный дом». Жильцы переживают, что в разгар зимы они останутся без тепла. Однако на круглом столе заявили, что такой вариант развития событий маловероятен. Сейчас в этих многоквартирниках идет подготовка к отопительному сезону. Представители Госжилищинспекции призвали не волноваться по этому поводу. Напомним, УК «Комфортный дом», которая обслуживала несколько десятков жилых многоэтажек в Заречном микрорайоне Тюмени, в августе решением суда была признана банкротом. Компании по факту нет, но жители домов продолжают оплачивать коммуналку по квитанциям, которые приходят им домой.