«Беспредел нужно искоренять». Гонщик из Новосибирска о проблемах на дорогах
Корреспондент «АиФ-Новосибирск» встретился с Арменом Арутюняном, президентом Новосибирской федерации автомобильного спорта, и поговорил о проблемах на дорогах России. Гонка длиною в жизнь Анастасия Мекле, «АиФ-Новосибирск»: Армен Эмикович, в прошлом году в России более 20 тысяч человек погибло на дорогах. Как можно сократить столь пугающую статистику? Армен Арутюнян: Я считаю, что количество ДТП может сократиться, если в городе появится высокотехнологичный автодром, доступный для всех. Пока его нет, но мы, автогонщики, не сидим сложа руки. Ежегодно договариваемся с властями и строим зимой трассы на озёрах, где дежурят наши инструкторы, которые могут бесплатно проконсультировать любого желающего. Что это даст? Водитель начинает лучше чувствовать свой автомобиль, а также понимает: что делать, когда заносит, как тормозить на льду, как войти в крутой поворот, чтобы не вылететь с трассы и т. д. Покатавшись две недели и выехав на городские трассы, автолюбитель будет чувствовать себя намного увереннее. Причём не только в зимний период. – Как вы считаете, на каком уровне сейчас автоспорт в Сибирском федеральном округе? Что нужно сделать, чтобы новосибирские спортсмены могли конкурировать с гонщиками мирового уровня? – По развитости инфраструктуры автоспорта Новосибирск где-то в конце среди российских городов. Сейчас и новички, и опытные спортсмены вынуждены тренироваться на парковке Экспоцентра, ведь автодрома у нас нет. К сожалению, без поддержки властей эту проблему не решить. Тем не менее в Сибири есть хорошие гоночные трассы, например в Красноярске. И нередко новосибирским спортсменам приходится выезжать туда для тренировок. На подходе новая площадка в Кемерово. Последние два года там строили гоночную трассу, пока она работает в закрытом режиме, но мы её уже опробовали. И качество покрытия там высококлассное. Согласитесь, что каждые выходные ездить на тренировку за 200–400 км не все могут. При этом о необходимости новосибирского автодрома «Сибирское Кольцо» начали говорить ещё в 2008 году и даже выделили под него 80 га земли. Трассу начали строить ещё 10 лет назад, она даже спроектирована. Но случился один кризис, потом грянул второй, и строительство заморозили. Я понимаю, что сейчас денег в бюджете на этот проект нет, поэтому инвестор был бы как никогда кстати. Если в городе появится гоночная трасса высокого уровня, то и туристическая привлекательность Новосибирска возрастёт. Весь автогоночный мир начнёт подтягиваться сюда, потому что здесь смогут проводить соревнования Всероссийского уровня, как сейчас во Владивостоке. – По улицам Новосибирска порой на высокой скорости носятся машины, что очень опасно. – Спортсмены-гонщики отрицательно относятся к таким лихачам, тема безопасности на дороге – это основное. Ещё пять лет назад в соцсетях я нередко пытался объяснить нашим гонщикам, что город – это не автодром и гонять по нему не следует, так же, как и участвовать в ночных гонках. Мы предупреждали, что за подобные проступки будем лишать лицензии и допуска к соревнованиям, и сдержали своё слово. Сначала многие спорили, мол, не лезьте не в своё дело – на то есть ГИБДД. Сейчас всё изменилось. Не дай Бог, кто-то из спортсменов снимет видео, чтобы похвастаться своими чудачествами на дорогах! Его же всей ассоциацией заклюют. Зачем подвергать опасности себя и окружающих из-за бессмысленной жажды прославиться. Скажу по секрету: гонщики-спортсмены не любят лихачей и стараются искоренить дорожный беспредел. Существует спортивный кодекс – «библия» автомобильного спорта, многие правила которой действуют и на городских дорогах. Гонщики сами её изучают и учат этим правилам своих детей с малолетства. К сожалению, сейчас многие автолюбители пристёгиваться даже не хотят и малыша могут посадить на переднее кресло. Неудивительно, что такие путешествия нередко заканчиваются трагедией. «Спящие » самородки – Есть ли среди новосибирских спортсменов те, кто занимает призовые места на Кубках мира и Европы? – У нас, конечно, есть таланты, которые могут составить конкуренцию мировым спортсменам, несмотря на то, что в городе нет специальной трассы для тренировок. Например, юный Тимофей Овчаров, которого поддерживает и финансирует отец. Они часто бывают за рубежом на соревнованиях, где занимают на чемпионате Европы призовые места. Также у нас есть мастер спорта по автокроссу и ралли-кроссу Игорь Плотников, который неоднократно становился чемпионом, в том числе и России. Есть именитые спортсмены. Проблема ещё и в том, что развитием автоспорта сейчас занимаются в основном те, кто так или иначе причастен к нему. Они покупают своим детям гоночные машинки, возят в Европу для тренировок, обучают здесь. Но таких единицы. Пока нет возможности заниматься массово, а значит, и понять, создан ли ребёнок для этого. Уверен, что мы бы нашли таких самородков, которые смогут показать небывалые результаты. – Бытует мнение, что для гонщиков автомобиль – это живое существо. – У меня несколько машин, но все они – не более чем средство передвижения. Конечно, я люблю их, особенно когда все работают, как часы, чистенько, красиво... Ведь каждый автолюбитель значительную часть времени проводит в своей машине. Но я разделяю автомобили для города и для гонок. Гоночный болид – это снаряд, машинка, которая, если честно, немножко страшненькая, но она – неотъемлемая часть спортсмена. Гонки – это контактный вид спорта, и, садясь внутрь автомобиля, мы становимся с ним едины. Иногда мы даже наводим ей марафет с помощью цветного скотча. Дело в том, что каждая внешняя деталь в ней легко заменяемая и пластиковая. Если вдруг где-то на другом краю страны случилась авария и повреждён бампер, то мы быстренько подлатаем его под дизайн автомобиля, словно ничего и не было. Всё это для того, чтобы даже повреждённая машина была красивой на экране и в глазах зрителей. – А как гонщики относятся к девушкам за рулём? Ведь у многих мужчин сложился стереотип, что нет ничего страшнее, чем женщина на дороге. – Мы никогда не делим спортсменов по полу. Даже у нас в федерации есть немало девушек. Буквально в эти выходные были любительские гонки на БМВ, второе место из 150 участников заняла дама. Подойдя к ней, я спросил, занималась ли она где-нибудь до этого специально. Оказалось, что нет, всё интуитивно. Позже мы проехали трассу вместе, и она сама в поездке обсуждала свои недочёты и говорила, что тот или иной участок можно было проехать по-другому. Сразу видно, что человеку дано. И сколько таких талантов ещё «спит» в нашем городе? Что касается гендерного признака, то открою вам секрет: женщины в общей массе водят лучше, чем 95% мужчин. Конечно, не всегда быстро, ведь у них больше развито чувство самосохранения, поэтому они едут медленнее и аккуратнее. Но поверьте, опытных любительниц скорости тоже хватает.