Футбольный экспорт: как итальянский бизнесмен зарабатывает миллионы на трансферах футболистов
Летом-2017 на трансферном рынке творилось абсолютное безумие. Топ-клубы с легкостью отдавали восьмизначные суммы – и не всегда за суперзвезд, а за молодых и перспективных. Ну, а история с самовыкупом Неймара из «Барселоны» в «ПСЖ» за €222 млн окончательно доказала, что введенные УЕФА несколько лет назад правила финансового фейр-плей не уберегают суперклубы от непомерных трат. А вот скромным командам конкурировать на рынке стало гораздо сложнее. По факту, за последние годы лишь увеличился разрыв между богатыми и бедными клубами, которые теперь практически бессильны в попытках удержать своих ведущих игроков. И все же подобный расклад на трансферном рынке, когда даже не звездные игроки стоят очень дорого, может быть полезным для команд средней руки. Существуют эффективные, проверенные временем бизнес-модели для небольших футбольных клубов. В основе одной из них лежит получение прибыли от продажи игроков. Итальянский предприниматель Джампаоло Поццо вышел на рынок с такой схемой еще в середине 90-х, и она до сих пор приносит ему стабильную прибыль. Forbes рассказывает его историю. Провинциальная история Джампаоло Поццо всегда был провинциальным по духу человеком, привязанным к родному Удине. Пусть городок на северо-востоке Италии не открывал перед ним больших бизнес-перспектив, он так и не решился его покинуть. Зато Поццо сумел сколотить хоть и не колоссальное, но весьма неплохо состояние на фирме по производству деревообрабатывающих инструментов: семейный бизнес в лучшие годы приносил Поццо около €100 млн евро, а в 2008-м фирму купила компания Bosch за €106 млн. И все же главной страстью Поццо был футбол и скромная местная команда «Удинезе». В 1986 году из-за крупного скандала с букмекерами клуб сослали в серию В (второй по значимости дивизион Италии), и бизнесмен получил возможность за недорого стать владельцем команды, за которую болел с детства. Спустя несколько лет Джампаоло сам ввязался в странную историю с договорным матчем и был отстранен от любой работы в футболе на пять лет. Управление клуба взял на себя его сын Джино, а время вынужденного перерыва Поццо-старший потратил на обдумывание амбициозного проекта. Торг уместен Бизнесмен трезво оценил, что выигрывать титулы без огромных финансовых вливаний невозможно, зато растущие цены на трансферы игроков обещали, что при грамотном подходе это может приносить серьезные деньги. «Удинезе» в таком случае становился бы не дорогой игрушкой, сжирающей миллионы евро, а красивой витриной, на которую завистливо смотрят толстосумы из богатых клубов. Оставалось только выстроить систему по поиску талантливых, молодых и не раскрученных игроков. За этим в середине 90-х Поццо пригласил в клуб Пьерпаоло Марино. Он был генеральным менеджером в чемпионском «Наполи» сезона 1986/87, работал в столичной «Роме», «Авеллино», а в амбициозный проект нового «Удинезе» уходил с должности спортивного директора скромной «Пескары». Одной из первых крупных сделок связки Поццо-Марино стал трансфер россиянина Игора Шалимова, нынешнего тренера «Краснодара». В 1996-м его отыскали в скромном «Лугано», куда игрока в очередную аренду отправил «Интер», и через полгода продали «Болонье» за €4 млн. В 1997-м уже за €8,5 млн в «Милан» уехал защитник Томас Хельвег, которого в 1993-м купили в датском «Оденсе». Еще через год по тому же маршруту отправился немец Оливер Бирхофф – «Милан» выложил за форварда €12,5 млн, хотя тремя годами ранее «Удинезе» заплатил за игрока всего €1,15 млн. Так Поццо и его команда убедились, что придуманная ими бизнес-модель работает и ее нужно развивать дальше. Скаутская сеть клуба разрасталась по всему миру, Поццо увеличивал инвестиции в покупку игроков, однако эти траты всегда были обдуманными и оправданными. Сегодня на «Удинезе» работает около 100 скаутов по всему миру, а содержание скаутского отдела обходится в €6 млн ежегодно. Но трансферные доходы покрывают эти расходы. На трансферном рынке Поццо придерживается нескольких правил. Первое – покупать перспективных футболистов в совсем юном возрасте, пока о них мало кто знает и ценник невысок. Часто молодые игроки поначалу отправляются в аренду – в клубы, с которыми у Поццо партнерские отношения. Второе – искать футболистов в странах, за которыми мало кто следит. Например, «Удинезе» очень выгодно продал нескольких игроков, приобретенных в чемпионатах Швейцарии и Словении. Третье – заключать долгосрочные контракты, тем самым лишая конкурентов возможностей увести талантливых игроков даром или задешево. Испанский для начинающих В 2009 году, когда Поццо уже продал свой основной бизнес по деревообработке и сосредоточился исключительно на футболе, в его руках оказался еще один клуб. Испанская «Гранада» тогда бедствовала в третьем дивизионе и была близка к банкротству, так что Поццо не переплатил. Так уже существующие скаутские наработки начали работать не только на «Удинезе», а на две команды сразу. Потратив несколько лет на выход в примеру и на формирование состава, Поццо и из «Гранады» сделал привлекательную витрину для продажи игроков. В 2014-м бразилец Гильерме Сикейра перешел в «Атлетико» за €10 млн (при покупке стоил €1,5 млн), а алжирец Ясин Браими, переехав в «Порту», принес в казну €6,5 млн (был куплен за €2,5 млн). В 2015-м Джейсона Мурильо продали за €8 млн в «Интер» (приехал в «Удинезе» в 18 лет из Колумбии за символическое вознаграждение, после чего был отдан «Гранаде»). Одной из последних сделок Поццо в «Гранаде» стала продажа Рубена Рочины прошлым летом в казанский «Рубин» за €10 млн. Летом 2016-го семья Поццо продала контрольный пакет «Гранады» китайскому бизнесмену Цзянь Лижангу за €37 млн. При новом владельце команда в первом же сезоне заняла последнее место в чемпионате и вылетела во второй испанский дивизион. Англия, Англия Причиной продажи испанского актива стало то, что построенной империей стало слишком сложно управлять, ведь спустя три года после приобретения «Гранады» Поццо обзавелись третьим футбольным клубом. Им стал выступавший тогда в чемпионшипе (второй по значимости футбольный дивизион Англии) «Уотфорд» – клуб с историей в 130 с лишним лет, за который болеет Элтон Джон. Однако не это звездное обстоятельство послужило поводом для сделки. В британских СМИ предполагали, что одной из причин покупки клуба у предыдущего владельца Лоуренса Бассини был спонсорский контракт с компанией-производителем компьютерного симулятора Football Manager. В игре собрана богатейшая скаутская база игроков: по условиям сделки она перешла в руки семьи Поццо. Но куда более правдоподобной видится версия о том, что итальянец просто грамотно оценил потенциал английского рынка. Английская премьер-лига с каждым годом все больше зарабатывала на телеправах, что превращало любой клуб лиги в прибыльный проект. В 2015-м новый трехлетний контракт (стартовавший в сезоне 2016/17) обошелся вещателям в €6 млрд. При этом в Англии действует весьма справедливая система распределения теледоходов: 50% делится поровну между всеми клубами (их 20), 25% – согласно количеству трансляций с участием клуба, и 25% – в зависимости от занятого места. Однако чтобы получить доступ к таким доходам, необходимо было сначала выбраться в премьер-лигу. У руля клуба встал Поццо-младший, а в аренду в «Уотфорд» отправились лучшие игроки «Удинезе» и «Гранады». В 2013 году в составе английской команды было 12 арендованных игроков, что вызвало недовольство и жалобы других клубов. Подобная стратегия не сразу помогла клубу, но по итогам сезона 2014/15 «Уотфорд» вышел в премьер-лигу. Это событие несколько изменило привычную бизнес-стратегию футбольного функционера: сохранить прописку в высшем английском дивизионе без вложений нельзя. В первый же год в премьер-лиге «Уотфорд» потратил более €80 млн на укрепление состава, правда €19 млн из них просто перетекли из одного кармана Поццо в другой, так как были выплачены «Удинезе». Следующие два сезона «Уотфорд» продолжает много тратить на трансферы игроков – более €60 млн. Из крупных продаж пока можно выделить только трансфер нигерийца Одиона Игало в китайский клуб за €23,3 млн. Но даже без привычного акцента на продажу футболистов «Уотфорд» можно считать успешным проектом. Трансферные расходы легко покрываются поступлениями от ТВ-вещателей. Так, по итогам прошлого сезона трансляции принесли «Уотфорду» более €87 млн. Помимо этого, вырос интерес коммерческих спонсоров, а в сумме с солидным доходом от матчевых дней (€9 млн в год), это позволило клубу в сезоне 2016/17 добиться прибыли в €2 млн (до вычета налогов). А уж когда клан Поццо окончательно обустроится на английском рынке, где за футболитов платят больше, чем везде, вырастет и трансферный доход.