Как новая экранизация романа Стивена Кинга вызвала волну протестов среди клоунов
По итогам первых выходных в российском прокате фильм ужасов Андреса Мускетти «Оно» обогнал другие картины, собрав 408 млн. рублей. В США эта лента заработала рекордные $117,1 млн. Хоррор, в котором зло предстаёт в образе клоуна, вызвал резкую негативную реакцию циркового мира. В частности, Всемирная ассоциация клоунов выпустила заявление, в котором отказалась называть злодея из фильма представителем их профессии. Возмущение образом Пеннивайза высказали и в России. О том, как новая экранизация романа Стивена Кинга повлияет на восприятие клоунов и почему цирковые герои могут вызывать у людей страх, — в материале RT.
Оскорбление чувств клоунов
Премьера киноленты «Оно» в России вызвала неожиданно бурную реакцию со стороны клоунов.
В Санкт-Петербурге прошла серия пикетов, приуроченная к премьере фильма. В ходе этой волны протестов клоуны театра «Комик-трест» заявили, что негативный образ клоуна отвратит детей от походов в цирк и театр и приведёт к тому, что их них вырастет «потерянное поколение».
«Такие, с позволения сказать, «художественные фильмы» порочат честь нашей профессии», — заявили петербургские клоуны.
А депутат Законодательного собрания Свердловской области Анатолий Марчевский, который одновременно является директором екатеринбургского цирка (и в прошлом работал клоуном) потребовал даже запретить фильм.
Клоуны плохо встретили фильм не только в России. Ещё в августе Всемирная ассоциация клоунов заявила, что герой, который представлен в картине, профессиональным клоуном не является, это всего лишь некий образ. При этом в Ассоциации выразили опасение, что после выхода ленты артисты могут испытать проблемы с работой.
Ассоциация не в первый раз реагирует на негативный образ клоуна. В 2014 году она уже возмущалась тем, что в четвёртом сезоне сериала «Американская история ужасов» его персонаж (клоун Твисти, который убивает людей ножницами) может создать плохую репутацию всем представителям профессии.
С оценкой нового фильма не согласен врач-психотерапевт, психиатр, директор клиники лечения депрессий и фобий Андрей Каменюкин. По его словам, к фобии всегда должна быть определённая предрасположенность.
«Если бы любой предмет, который в кино фигурирует как источник опасности, приводил к паническим заболеваниям, то у нас было бы повальное распространение всевозможных фобий, ведь в кино в качестве источников страха может фигурировать всё, что угодно (самолёты, маньяки, мертвецы и так далее). Если человек начинает испытывать после фильма страх по отношению к предмету или явлению, который в «обычной жизни» таким не является, то это говорит о том, что у него есть определённая склонность к формированию фобического синдрома. Фильм сам по себе постоянный страх не вызовет, для этого необходим определённый фон, на котором он будет развиваться», — рассказал Каменюкин в беседе с RT.
Образы Пеннивайза
Заявление Всемирной ассоциации клоунов о том, что злой клоун из «Оно» на самом деле не клоун, совершенно справедливы. Фильм является уже второй экранизацией одного из главных романов «короля хоррора» Стивена Кинга. Танцующий клоун-убийца Пеннивайз — это лишь одно (хотя и самое яркое) воплощение древнего зла, которое веками живёт в городке Дерри. Группа подростков вступает в противостояние с этим злом и побеждает его уже в зрелом возрасте.
Грандиозный по объёму роман (он лишь немногим уступает «Войне и миру») касается далеко не только клоунов, это многослойное произведение о взрослении, дружбе, о том, как прошлое определяет наше будущее, о страхах, о скрытом кошмаре маленьких городков. Всё это традиционные темы для творчества Кинга, которые он свёл воедино в один роман.
Первая экранизация «Оно» вышла в 1990 году, и с этим связана дата выхода на экраны ремейка: согласно роману, зло появляется для кровавой охоты на детей раз в 27 лет.
Первый фильм снимался для телевидения в условиях ограниченного бюджета, многочисленных возрастных ограничений и тех возможностей для спецэффектов, которые существовали почти 30 лет назад. Новый фильм, как отмечают критики, получился страшнее, хотя ещё в большей степени отошёл от книжного оригинала.
В «Оно» 2017 года создатели существенно изменили биографии героев, ввели новые повороты сюжета, сам образ древнего зла претерпел значительные изменения (например, одну из ипостасей Пеннивайза — гигантскую птицу — заменили картиной), да и действие перенесли из пятидесятых годов в восьмидесятые. Кроме того, в новом фильме прошлое героев тщательно отделено от «настоящего», в то время как в книге и в первой экранизации истории противостояния героев с Пеннивайзом в подростковом и взрослом возрасте чередуются (взрослых персонажей мы увидим лишь во второй части нынешней экранизации).
Однако кое-что у двух экранизаций осталось общим. Так, важную для сюжета книги тему подросткового секса по понятным соображениям не стали обозначать даже намёком.
Есть чего бояться
Клоуны-убийцы не являются исключительно порождением фантазии писателей и сценаристов. Известный американский маньяк Джон Гейси, который в семидесятые годы убил несколько десятков человек, работал клоуном на детских праздниках. Его всегда привлекал этот образ, и даже в камере смертников Гейси нарисовал несколько портретов клоунов. История Гейси, скорее всего, повлияла на Кинга, который начал писать роман вскоре после судебного процесса над Гейси.
А два года назад Великобританию охватила «эпидемия» нападений злоумышленников в костюмах клоунов, в связи с чем российская дипмиссия даже выпустила предупреждение для граждан РФ. Позже похожие нападения были зафиксированы и в других странах.
В популярной литературе встречается такой термин, как «коулрофобия», — боязнь клоунов, которая, однако, отсутствует в международных медицинских классификациях. Впрочем, там нет и некоторых недавно распространившихся страхов, как, например, «номофобии» — боязни потери мобильного телефона.
«Фобий может быть столько, сколько существует явлений и предметов в окружающей нас действительности. Это такое явление, которое может возникать в зависимости от того, чего человек испугался и в связи с чем у него появилась привычка бояться либо клоунов, либо пауков, либо чего-то ещё», — пояснил RT Каменюкин.
По его словам, механизм у всех фобий одинаков, разный только объект, вызывающий страх. Боязнь клоунов — статистически не самая распространённая из фобий, но встречается и она. Причём не всегда такие фобии мешают человеку жить, заставляют его искать помощи: он просто не контактирует с источником страха и ведёт вполне нормальный образ жизни.