Ольга Филина и Кирилл Журенков — о том, почему за 100 лет политика так и не стала в России общим делом Забытый юбилей отечественной государственности: исполняется 100 лет со дня провозглашения России республикой. Дата могла бы претендовать на общенациональный праздник, но проходит незамеченной, а разговоры о возвращении монархии снова в моде. Почему? Разбирался "Огонек" Сегодня об этом мало кто помнит, но одним из поводов для провозглашения России республикой стал мятеж генерала Корнилова -- драматичный момент 1917 года. Корнилов хотел навести порядок в стремительно разваливающейся стране и двинул войска на Петроград, но его солдаты были распропагандированы, а сам мятеж провалился. На этом фоне 1 сентября по старому стилю, или 14 сентября по новому, Временное правительство во главе с Керенским официально провозгласило Россию республикой. Фактически именно с этого времени начался республиканский период нашей истории. Занятный нюанс, отчасти проясняющий, почему важная историческая веха сегодня полузабыта: тогда, 100 лет назад, республика появилась не вполне законно. В России научились сочетать республиканское правление с монархическим сознанием -- На самом деле решать этот вопрос могло только Учредительное собрание. А Временное правительство, которое провозгласило республику, не обладало такими полномочиями,-- говорит Сергей Беспалов, ведущий научный сотрудник Института общественных наук РАНХиГС.-- Конечно, они сделали соответствующие оговорки, но по факту нарушили законность, и это весьма показательно, если говорить о судьбе самой республиканской России в целом. Эксперт напоминает, что Российская республика, просуществовавшая всего около двух месяцев, во многом следовала традициям Французской революции (неслучайно управлять страной взялся "совет пяти", названный Директорией), да и большевики, которые провозгласили следом Российскую советскую республику, еще в большей степени ориентировались на французский опыт -- в частности, якобинскую диктатуру. -- В первые десятилетия советской власти республиканская идея была на подъеме,-- говорит Беспалов.-- Ведь что такое республика? Если вспомнить буквальное значение термина, это общее дело, сопричастность граждан к решению государственных вопросов. И эта сопричастность активно культивировалась, была нормальной частью общественной жизни, хотя по факту никакой реальной демократии в стране, конечно, не было. Другой вопрос, что со временем все это выродилось в некие формальные институты, а интерес советских людей к общественной жизни стал угасать. Сравните с теми же самыми французами, которые в политических спорах до сих пор апеллируют к республике и республиканским ценностям. Для них Республика жива. Россия, надо отметить, оказалась не единственной страной в ХХ веке, где монархию сменила республика, это был, как сказали бы сейчас, общий тренд. Если в 1914-м в Европе на 22 монархии приходилось всего 4 республики (Франция, Швейцария, Португалия и Сан-Марино), то сегодня в Старом Свете лишь 12 монархий, во многом номинальных, все остальные -- это республики. Казалось бы, вопрос закрыт. Ну кто будет восстанавливать придворные структуры в XXI веке? Утопия! Парадокс в том, что спустя столетие, в юбилей Великой Октябрьской революции, споры об альтернативах для России если не по форме, то по сути все еще продолжаются. Так, может, мы действительно монархисты в душе, а провозглашение республики 100 лет назад было ошибкой? -- Я бы не стал говорить о том, что у России нет республиканского опыта. Как раз наоборот,-- говорит Игорь Орлов, заместитель руководителя департамента политической науки, профессор НИУ ВШЭ.-- Казачьи республики, старообрядческие анклавы, живущие по республиканским законам, нереализованные проекты Конституции, опыт Гражданской войны, когда самопровозглашенные республики появлялись одна за другой... Опыт был. Важная развилка относится к Смутному времени XVII века, когда Советом всея земли на полном серьезе обсуждалось: надо ли восстановить в России монархию самодержавного типа или пойти, условно говоря, по пути конституционной монархии? В результате выбрали восстановление монархии в полном объеме: страна тогда нуждалась в царе как знамени, объединяющем всех... Драматургия нынешнего момента как раз в обратном, подчеркивает Игорь Орлов. И уточняет: мы слишком долго жили с сильной персонифицированной властью, и это стало чем-то вроде национальной идеи. По сути, персонализм в политике привлекает россиян до сих пор -- это, конечно, не трагедия, однако хотя бы подумать о смене вектора нам бы не помешало. -- В своих дневниках Пришвин описывал разговор с одним крестьянином-кузнецом, как раз осенью 1917-го,-- продолжает эксперт.-- Этот кузнец сказал ему: "Я за республику, но с хорошим царем". Гениальная формула! Она многое проясняет в нашем республиканском опыте. Часто говорят о патернализме россиян. Но ведь это как раз и есть идея большой семьи с отцом или дедом во главе. Дедушка Ленин. Сталин -- отец народов. Мы всегда тяготели к формату семьи с сильной вертикалью, к некой персоне -- символу страны. И это никуда не ушло. По сути, в России мы научились сочетать республиканское правление с монархическим сознанием. Впрочем, слабость российской республики не свалить лишь на национальные особенности: годы политической турбулентности тоже не прошли даром. Если в перестройку и в начале 1990-х наблюдался рост гражданской активности, люди охотно интересовались политикой и искренне верили, что могут повлиять на решение каких-то значимых вопросов, то затем -- с середины 1990-х -- этот интерес резко упал. Кто в этом виноват -- власть или само общество -- вопрос открытый. Но в результате мы получили граждан, которые не интересуются политической жизнью страны. -- Я наблюдаю лишь все большее отчуждение россиян от власти, что, конечно, противоречит самой идее республики,-- говорит Сергей Беспалов из РАНХиГС.-- Власть постоянно говорит о модернизации, о рывке. Но какой может быть рывок, если люди, говоря языком марксизма, воспринимают государство как надстройку, как что-то, стоящее над ними? По мнению Беспалова, с этим отчуждением нужно обязательно что-то делать: это не означает повторения перестройки или 1990-х, когда страна пошла "вразнос". Пусть политическая активность будет упорядоченной, но она обязана быть -- работа на общее дело должна снова стать популярной. -- Без этого нашей республике никуда,-- резюмирует эксперт. Экспертиза Праздника не получилось День республики! Ну скажите, чем не всенародный праздник в декорациях бабьего лета? Вряд ли, однако, 14 сентября будет широко отмечаться кем-либо в России в год столетнего юбилея. Причин тому несколько, но главная, пожалуй, одна -- республика у нас, конечно, декларирована давно, но с республиканской практикой остаются, мягко говоря, проблемы. Не секрет, что главу российского государства граждане за глаза часто по-прежнему зовут "царем". "Царем Борисом" звали и Ельцина, а в советские времена среди номенклатуры чаще говорили "хозяин"... необъятной земли советской. Объявляя республику, Керенский по-своему стремился к порядку. Характерно, что новый состав Временного правительства в тот же день был провозглашен Директорией -- по ассоциации с республиканской диктатурой в революционной Франции конца XVIII века. Республиканизм новой Директории как бы обещал центристский порядок, без возвращения к роялизму и без якобинских перегибов, с твердой рукой, но без нового царя. Впрочем, продолжая аналогию Директории, нетрудно вспомнить, что в самой Франции она сменилась новой империей. Республика у нас декларирована давно, но с республиканской практикой остаются проблемы Первая республика во Франции просуществовала десяток лет. Первая республика в России длилась всего 55 дней -- с 1 сентября по 25 октября 1917 года. Что произошло потом, мы помним хорошо. Власть взяли большевики, демократическая республика стала советской. Новая власть, опираясь на беднейшие широкие слои, провозгласила особую форму правления -- "диктатуру пролетариата". На практике это означало жесткую диктатуру победившей единственной партии, остальные политические силы были фактически уничтожены. Чуть позже в результате внутрипартийной борьбы неограниченная власть оказалась в руках одного "вождя". И его имя россияне, судя по соцопросам, до сих пор знают лучше, чем многих действующих политиков. Между тем еще в XIX столетии политическая практика Западной Европы и Северной Америки успела выработать хорошо известные республиканские принципы, которые неплохо работают до сих пор. Теперь уже по всему миру. Верховенство права и равенство граждан перед законом, разделение властей и контроль законодательной власти над исполнительной, независимый суд и свободные честные выборы -- запомнить несложно, куда труднее сделать реальностью. Республика Керенского, провозглашенная впопыхах на фоне нарастающего революционного кризиса, в нашей коллективной памяти стала не коренным историческим поворотом, но символом торжества анархии и беззакония. С тех пор на каждом новом историческом повороте мы инстинктивно льнем к монархии, неформальной, но вполне осязаемой. Что же до республиканских принципов, то они так и остаются невыученным уроком, а сама республика -- неосвоенной практикой, что по-прежнему отделяет российскую политику от мирового мейнстрима. Брифинг Сергей Шелин, политический аналитик, обозреватель Мало кто видит важное событие в обнародовании Николаем II манифеста "Об усовершенствовании государственного порядка", которое даровало народу почти все базовые права. Не празднуется день освобождения крепостных крестьян. Полностью забыт день провозглашения Российской республики -- "республика" скрепой быть не может. Та властная система, которая у нас есть сейчас, не знает, что делать с народом, и, чтобы оттянуть момент диалога с ним, постоянно взбадривает его остроумно придуманными спецсредствами. Однако рано или поздно диалог неизбежен, и власть к нему явно не готова. Источник: ИА "Росбалт" Сергей Шахрай, один из авторов российской Конституции Мы взяли четыре листа бумаги, на первом перечислили позиции, которые не вызывали споров в обществе. Острый конфликт не только выявляет различия, но порой очень выпукло показывает то, где есть согласие. В данном случае это были права и свободы человека и гражданина, демократическое федеративное правовое государство, республиканская форма правления, разделение властей, равенство всех форм собственности, светский характер государства, идеологический плюрализм, многопартийность и так далее. Мы их записали в базовом разделе об основах конституционного строя. Источник: "Московский комсомолец" Валерий Соловей, политолог, профессор МГИМО -- Почему Россия называется Федерацией при унитарном характере государственного устройства? -- Потому что изменить название на "Российскую республику" было бы скандалом. Хотя Россия сейчас де-факто унитарное государство, ну, может, за исключением Чечни. Но в будущем у России имеется большой потенциал развития федеративных отношений. Наша страна слишком большая и сложная для того, чтобы быть унитарной. Один из законов теории систем гласит, что чем система сложнее, тем она устойчивее. А у нас эту систему пытаются предельно упростить. Источник: "Реальное время" Материал подготовили Кирилл Журенков, Ольга Филина

Республика спит
© Журнал "Огонек"