Войти в почту

Танки Т-80 модернизируют для Арктики

Своими непревзойденными характеристиками "восьмидесятка" обязана газотурбинному двигателю, который делает его действительно незаменимым там, где снег и мороз. И он был первым в мире серийным танком, на котором установили газовую турбину. Расскажем о человеке, который одним из первых научно доказал преимущества ГТД в качестве танкового мотора и вклад которого в разработку газовых турбин для боевой техники невозможно переоценить. Но сначала о танке. Мало кто знает, но в начале 1990-х годов армия Швеции вполне серьезно рассматривала возможность закупок Т-80. СССР распался. А в новой России Запад тогда главного врага не видел. К тому же советская военная техника, неожиданно оказавшаяся в арсеналах НАТО, очень неплохо себя показала. Шведов привлекало то, что тяжелый танк мог идти по глубокому снежному насту, не проваливаясь по башню. В отличие от дизелей газовая турбина позволяет трогаться с места очень плавно без рывков и столь же плавно идти дальше. Наст уплотняется, но не рвется, и танк не зарывается в сугробы. Немаловажно и то, что газовая турбина, в отличие от дизеля, легко запускается при самом сильном морозе. К тому же, Т-80 обладает такими динамическими характеристиками, которые не имеет ни один танк в мире. Он может разогнаться до скорости 50 км/час всего за 17 сек. А еще способен прыгать с места на семь метров. В бою такая динамика поистине бесценна. У него очень хорошая подвеска, обеспечивающая плавность хода даже на высоких скоростях. Он - единственный в мире, у которого стабилизатор пушки удерживает ствол в заданном направлении и позволяет вести прицельный огонь при движении по пересеченной местности на скорости 35 км/час. Шведы делали верную ставку, но возразили немцы и буквально навязали им свой "Леопард-2". Может, это и к лучшему. Теперь в арктической зоне конкурентов у российских танков не будет. В конце 1960-х стало ясно, что опередив весь мир еще в конце 1930-х, когда был создан танковый дизель В-2, на нем мы и застряли. Форсировать до бесконечности его было невозможно, а мощность ниже 1000 л.с. танкистов уже не устраивала. А на Западе смогли создать дизельные моторы для бронетехники мощностью свыше тысячи сил. Начались исследования по возможности применения в наземной военной технике газотурбинных двигателей. И произошло невероятное. Российским специалистам удалось спроектировать и запустить в серию лучший в мире танковый газотурбинный двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 л.с. Надо сказать, что военные к новому мотору отнеслись настороженно. Между тем по ряду важнейших характеристик наш газотурбинный двигатель превзошел все отечественные дизели и появившийся позже американский AGT-1500. В танковой газотурбинной установке была применена совершенно оригинальная система очистки от налипавшей на турбинные лопатки пыли. Двигатель периодически "вздрагивает", и пыль просто слетает с лопаток. ГТД-1000Т в течении своей гарантийной службы спокойно пропускает полтонны пыли. Это в 10 раз больше, чем у дизельных моторов, которые к пыли весьма чувствительны. Американцы на своем "Абрамс" применяют громоздкие барьерные фильтры объемом два кубометра - почти столько, сколько занимает весь моторно-трансмиссионный отсек Т-80. При этом в условиях сильной запыленности фильтрующие кассеты требуется менять каждые 15 минут. Газовая турбина оказалась всеядной. Она способна работать на любом топливе - бензине, керосине, солярке и их смесях. Над танковой газотурбинной силовой установкой работало много людей - целые научные коллективы. Но об одном человеке хочется сказать особо. Это Георгий Юрьевич Степанов. Еще в 1946 году в "Вестнике бронетанковой техники" он опубликовал статью по перспективе использования газотурбинных двигателей в наземном транспорте. Она произвела большое впечатление на многих танкостроителей. Тогдашний главный конструктор Кировского завода генерал-полковник-инженер Жозеф Котин даже нашел возможность лично встретиться и познакомиться с молодым выпускником бронетанковой академии ученым по фамилии Степанов, которому было всего 24 года. Отнесся к нему с подчеркнутым уважением и проникся идеей установить на танках будущего газотурбинные двигатели. И спустя 30 лет на Кировском заводе действительно начался серийный выпуск таких машин. Правда, спроектировал "восьмидесятку" уже другой человек - Николай Сергеевич Попов. Степанов, хоть и носил простонародную фамилию, был советским офицером, но происходил из дворян. И это очень интересная история. Прапрадед Георгия Юрьевича был крепостным князей Белосельских-Белозерских. Когда его рекрутировали в армию, попал к Суворову в гренадеры. Участвовал в Итальянском и Швейцарском походах. Особо отличился в Отечественной войне 1812 года. Удостоился множества наград. Был произведен в офицеры и пожалован наследственным дворянским званием. Его имя было занесено на памятную мраморную доску в Храме Христа Спасителя. Дед был крупным судейским чиновником, после революции подвергался постоянным преследованиям и погиб в 1937 году. Его сына - отца Георгия Юрьевича арестовали в 1938 году, хотя он в Гражданскую воевал на стороне красных, к моменту ареста был уже известным военным ученым. Кстати, он основал в Военной академии механизации и моторизации РККА первую в стране учебную лабораторию танковых двигателей. Юрия Александровича Степанова спасло то, что карательные органы возглавил Берия. Многие арестованные при Ежове офицеры были выпущены на свободу. Ю. А. Степанов вернулся в академию. Военную службу Георгий Степанов начал курсантом сержантской школы в 1940-м году. В 1943 году поступил в академию, где трудился его отец, причем без всякого блата. В дальнейшем всю свою жизнь посвятил танковому двигателестроению, в особенности - газотурбинному. Дипломная работа выпускника бронетанковой академии называлась "Газотурбинный двигатель для танка". У нас еще на самолетах поршневые моторы стояли, а будущий военный инженер-танкист уже приступил к исследованиям использования ГТД в бронетехнике. Авторитет Степанова в научной среде очень скоро стал непререкаемым. Даже Д. Ф. Устинов, курировавший по партийной линии оборонную промышленность, а позже ставший министром обороны, относился к Степанову с уважением. Интересно, что именно Устинов со временем стал горячим сторонником газотурбинного танка и, наверное, только благодаря его поддержке начался серийный выпуск Т-80. Хотя Степанов работал по танковым газотурбинным установкам, в 1988 году его избрали действительным членом Международной Астронавтической академии, штаб-квартира которой находится в Париже. Дело в том, что некоторые его научные работы, публиковавшиеся в открытой печати, использовались создателями ракетных двигателей и у нас, и за рубежом. Так Степанов стал единственным в мире "танкистом-астронавтом". Все, кто хоть кратко пересекался с этим человеком, всегда вспоминали его добрым словом. Мне тоже посчастливилось встретиться с Георгием Юрьевичем еще в 1990-м году. Он много интересного рассказал мне про газотурбинные двигатели. Считал, что все их преимущества до сих пор недооценены. Например, это просто идеальные силовые установки для тяжелых карьерных самосвалов, особенно работающих в условиях крайнего Севера. Сейчас на них стоят огромные по размерам дизель-электрические генераторы. В то время как более мощные генераторы в связке с ГТД имели бы очень малый объем. Опять же у них легкий пуск в самую сильную стужу. Зимой у многих дизельных автомобилей, тех же самосвалов, не глушат двигатели. Они без перерыва работают месяцами, так как если остановится - завести дизель вновь будет настоящей проблемой. И еще Георгий Юрьевич считал, что переход на танки с ГТД был сравним с переходом авиации на реактивную тягу. Но далеко не все военные это поняли, подготовка экипажей для принципиально новых машин продолжалась во многом по старинке. Это приводило к преждевременным поломкам ГТД, к огромному перерасходу топлива. Стало даже складываться мнение, что Т-80 хорош только для парадов и стремительного броска к Ла Маншу. Для повседневных армейских будней танк с дизельным мотором подходит лучше. И ведь действительно, еще совсем недавно руководство Минобороны намеревалось вывести все Т-80 из строя, отправив их на вечную стоянку. К счастью, этого не произошло. Возможно, свою роль сыграли многочисленные ученики и последователи научной школы Г.Ю. Степанова, сумевшие доказать, что с учетом новых технических решений и при грамотном обслуживании, расход топлива у ГТД будет не на много выше чем у дизелей. А преимущество газотурбинных силовых установок в условиях Крайнего Севера с лихвой перекроет все его в общем-то мелкие недостатки. Во всяком случае, благодаря этим людям память о Георгии Юрьевиче живет. В этом году выдающемуся ученому и исследователю исполнилось бы 95 лет. Люди, знавшие его, нашли возможность издать книгу "Об ученом "танкисте-астронавте" из династии Степановых". В ней собраны воспоминания об этом человеке и его наиболее интересные научные публикации. Авторы: М.М. Буренков, В.В. Соломай, Н.И. Троицкий. Предисловие написал Президент, Председатель Правления, Генеральный директор Ассоциации "Союз авиационного двигателестроения", доктор технических наук, профессор В.М. Чуйко. Инициатором издания книги и главным мотором авторского коллектива был полковник в отставке Виктор Владимирович Соломай. Он служил в 38 НИИИ бронетанковой техники - на знаменитом Кубинском Полигоне. Занимался исследованиями и испытаниями силовых установок, нередко в жестких полевых условиях во всех климатических зонах Советского Союза. И лично прошел на Т-80 по среднеазиатским пустыням, тундре и тайге. Ему приходилось тесно сотрудничать со Г.Ю. Степановым, и он давно принял твердое решение издать об этом удивительно человеке книгу. Надо знать тех, кто был первопроходцем внедрения машин с ГТД в танковые войска, кто создал собственную и во многом уникальную научную школу газотурбиностроения для транспортных машин. Доброе слово надо сказать и в адрес НИИ двигателей, руководство и сотрудники которого активно помогали в работе над книгой. И хотя тираж у книги небольшой, своих читателей она нашла, а ее потенциальные читатели, захотят, книгу тоже найдут. С Днем танкистов всех, кто имел и имеет отношение к главной ударной силе Сухопутных войск!

Танки Т-80 модернизируют для Арктики
© Российская Газета