Научные граффити поссорили общественников Академгородка
Академгородок – демократичное место, большинство его жителей с уважением относятся к мнению других людей, даже если оно не совпадает с их собственным. Тем удивительнее, что фестиваль стрит-арта «Графит науки», который проходит в эти дни в городке, внезапно стал настоящим яблоком раздора. «Надрать задницу балбесам» Никто не ожидал такой реакции общественности, шокированы организаторы фестиваля «Графит науки». Главное препятствие для его проведения они видели в том, что городок имеет статус объекта культурного наследия. По закону там сложно строить новое, а любые изменения внешнего вида требуют тщательного согласования. Пройдя все эти испытания, они внезапно столкнулись с активным неприятием со стороны некоторых местных жителей, которым не нравилось ни оформление стен, ни цветовое решение, ни концепция изображений. Нашлись даже такие радикалы, которые в агрессивной форме, развеивая миф об исключительной воспитанности жителей Академгородка, ругали художников в соцсетях чуть ли не матом за то, что ему испортили визуальное пространство, и обещали при встрече «надрать задницу балбесам». Такой пост на форуме Академгорода с вопросом «почему изуродовали стенки на Цветном?» разместил некто Livingboy. Жительницей Академгородка, по стечению обстоятельств возглавившей протестное движение, стала Анастасия Близнюк. Она отметила низкую культуру SMM-щиков проекта «Гранит науки», которые, намереваясь популяризовать науку, даже не потрудились узнать, как правильно пишется фамилия академика Валентина Коптюга, и пишут ее с ошибками. «Такие «опечатки» – не мелочь. Это профанирует идею и демонстрирует поверхностность во всех смыслах этого слова. Извините, снова очень огорчена. На Коптюга, в новом районе, роспись вполне себе уместна, но на Каптюга – нет», – написала Анастасия Близнюк в группе «Академгородок» в Facebook. Мрачные хромосомы Этот пост вызвал бурю комментариев, а спустя несколько дней еще более горячее обсуждение развернулось под новостью об окончании работы над граффити с хромосомами на Цветном проезде, выполненном в желто-черных тонах. Как следует из обсуждения, многих раздражает именно тревожное и мрачное сочетание цветов. Рисунок наградили эпитетами «мрачняк», «черно-желтая мерзость», «лучше бы даже простые цветочки нарисовали, чем этот мрак» и потребовали вернуть прежнюю белую кирпичную стену. «Не нравится. Мрачно, топорно, а сочетания цветов очень сильные, притягивающие внимание. Цветной проезд заслуживает более искусных и жизнерадостных граффити», – комментирует Олег Т. «Смогла для себя сформулировать, что мне претит в этих «панно». Для меня лично Городок – это очень светлое место, тихое и приветливое, отсутствие архитектурных шедевров компенсируется природой и ее красками. А еще каждый год осенью новые прекрасные лица студентов. А панно эти не позитивные для меня, диссонируют с атмосферой», – пишет Елена Л. «Пища для ума и сердца!» Стоит отметить сильный состав команды жюри, выбиравшей работы для «Графита науки»: художник-муралист Павел Шугуров (Владивосток), искусствовед Екатерина Кирсанова (Томск), художник, дизайнер Ольга Таирова (Новосибирск), архитектор и шеф-редактор журнала «Современная Архитектура etc.» Александра Архипова (Новосибирск), ученый, член Научного совета по генетике и селекции РАН Павел Бородин (Новосибирск, Академгородок). Фестиваль проходит при поддержке фонда «Академгородок» и депутата городского совета Новосибирска Натальи Пинус. Одним из спонсоров фестиваля является мэрия Новосибирска. Поговорить с Натальей Пинус на момент публикации статьи корреспонденту VN.ru не удалось. В соцсетях она также предпочитает оставаться в стороне от споров защитников и противников проекта. Один из организаторов фестиваля «Гранит науки» Янина Болдырева написала большой текст в Facebook, где она поясняет, почему, по ее мнению, современному городу так необходимы такие проекты. «Когда вместо пустыря появляется сквер, в нем моментально возникают влюбленные парочки, веселые компании, родители с детьми. А если парк сравнять с землей, в этом месте начнут опять собираться алкоголики и бомжи, – пишет Янина. – Пространство формирует общественное поведение, и цель благополучного общества – сделать пространство вокруг себя наиболее красивым, разнообразным, комфортным, а значит, и безопасным». Современный стрит-арт в России как раз и призван выполнять такую функцию, считает автор проекта. Но под комфортом следует понимать не только возможность расслабиться и получить эстетическое удовольствие, но и удовлетворение когнитивных потребностей, то есть состояния, при котором у жителей города есть пища для ума и сердца. «Этой пищей, прежде всего, является искусство, именно самостоятельное искусство, а не простенькие сюжеты из мультфильмов, которые заботливые бабушки рисуют на стенах трансформаторных будок», – продолжает Янина. «В Академгородке все настолько пронизано наукой, чопорностью, каким-то застоем, что постепенно теряешь чувство жизни и вливаешься в бесконечный равномерный поток времени, не осознавая, что оно таки идет! – считает дна из волонтеров проекта Марина Ж. – Искусство в этом плане как психотерапевт, оно и является тем самым триггером, который запускает новый мыслительный процесс, как перезагрузка, что толкает нас совершать новые подвиги и в науке».