Автомобильные войны. Кто в ответе за парковку во дворе?
«АиФ» разбирался в дворовых конфликтах с помощью адвоката, заместителя председателя Ассоциации собственников жилья Григория Калёнова. Готовь крышу летом 25 августа вступило в силу решение Засвияжского суда по делу о падении (ещё в январе!) в одном из дворов по улице Полбина глыбы льда с козырька балкона на крышу автомобиля. Судебная практика по таким делам сложилась: как правило, управляющую компанию (ТСЖ, ЖСК) обязывают полностью возместить пострадавшему и материальный (средства, необходимые для ремонта автомобиля), и моральный ущерб. Но на этот раз суд, сославшись на неосторожность автомобилиста, снизил размер возмещения ущерба. «Из обстоятельств, установленных судом, следует, что истец припарковал транспортное средство... в месте, не приспособленном для стоянки транспортных средств... » – говорится в решении. Получается, что чётко определено, где во дворах эти места приспособлены. Тогда о чём спорим? – Во дворах новой застройки парковка, действительно, чаще предусмотрена, но если речь идёт о старых районах, как в этом случае, то не знаю примеров, чтобы места для стоянки автомобилей были определены. По проекту они наверняка есть, но документы в большинстве случаев потеряны, – говорит Григорий Калёнов. – В Правилах благоустройства на территории Ульяновска тоже нет чёткого ответа на вопрос, где «приспособленные места для стоянки». Из этого документа известно, что нельзя ставить машины на детской площадке и на газоне. Но что такое газон? Это обозначенное бордюром место. Убираем бордюр, и газона нет. Назрело несколько конфликтных ситуаций, которые пока не получается разрешить, опираясь только на существующий закон. Они требуют обсуждения широкого круга специалистов, считает Григорий Калёнов. И мы разбираем эти ситуации по очереди. Чьё место? Вот типичный пример: автомобилист десятилетиями ставит свою машину на одном и том же месте в своём дворе. И вдруг его занимает сосед, который недавно купил в этом же доме квартиру. Возникает конфликт, потому что первый утверждает: «Это моё место!», второй возражает: «А где это написано?». Самые решительные собственники пытаются закреплять за собой парковочные места: ставят штанги, вешают цепочки с замком и таблички с номером машины. Но это, по сути, захват территории. – Обращаемся к закону: высшим органом многоквартирного дома является собрание собственников. Оно может принять решение о распределении мест на придомовой территории, о строительстве многоуровневой парковки, – говорит Калёнов. – Но это цивилизованный подход к делу. А у нас сейчас – просто война. Жизнь за шлагбаумом Допустим, двор сделан так, что есть возможность поставить шлагбаум при въезде. Понятно, что все обладатели автомобилей закажут брелоки, и беды не будут знать. Но есть люди, у которых нет ни автомобилей, ни «ключей» от шлагбаума. И как им быть, если нужно, чтобы к подъезду подъехала машина, скажем, с мебелью или стройматериалами. А если одинокий человек вызвал «скорую», и она упёрлась в шлагбаум? – «Скорая» может и сбить шлагбаум, потому что речь идёт о жизни и смерти человека, – говорит адвокат. – А кто восстанавливать будет? Это общее имущество дома. Теоретически восстанавливать должны собственники. И вот тут возникнут вопросы: «Чья вина? И она вообще есть?». Сейчас много судебных дел по этому поводу. Чтобы убрать шлагбаум, надо обжаловать решение общего собрания. Другой вариант – двор со сквозным проездом, где жильцы устраивают самодельные искусственные неровности и вообще перегораживают проезд для легковых автомобилей (закапывают газовые баллоны поперёк дороги так, чтобы только большие машины могли проехать). – Если дорога сквозная, то она не входит в придомовую территорию, – говорит Григорий Калёнов. – А значит, убрать препятствие с дороги – это уже вопрос городской власти. Правила есть. А толк? Этим летом приняли Правила благоустройства города, хотя на самом деле – только подправили те, что действовали ещё в 2008 году. Определено, где машины ставить нельзя. Тогда вопрос со стороны автомобилистов: «А где можно?». У их оппонентов свои вопросы: «Что будет, если кто-то припарковался на газоне? Существует ли действенный механизм наказания нарушителя?». – Чисто теоретически председатель совета дома или кто-то другой может вызвать участкового, который должен зафиксировать факт нарушения правил, составит протокол, и нарушитель должен его подписать. А он ушёл или уже уехал. Не открывает дверь квартиры. Вариантов масса, – говорит Калёнов. – Эту проблему можно решить с применением механизма фотофиксации. Но тогда должен быть алгоритм, как, каким устройством делать съёмку, куда отправлять фотографии и прочее-прочее... Наша беда не в том, что нет законов, а в том, что мы пытаемся что-то делать, но не учитываем вопросы собственности, сложившейся культуры и не учитываем то, что хотим построить, убеждён адвокат: – Правила благоустройства во многом построены на вчерашнем понимании законодательства: я не я, и лошадь не моя, всё вокруг государственное... Пришло время осознать, что есть территория жилого дома, которая определена в кадастровом паспорте, и есть собственники этой территории, которые могут и должны определить места для стоянки автомобилей. А если на придомовой территории такого места просто нет, как это часто бывает в старых дворах, то власть должна вместе с собственниками решить, где автомобилисты из этого конкретного дома будут ставить свои машины. Например, вдоль прилегающей к дому дороги. Только в случае, если эта площадка чётко определена, можно говорить, что есть «установленное место» для парковки личного транспорта, а есть «неустановленное», и исходя из этого уже можно принимать решение, кто и почему виноват. А как у них? Наталья Романова из Лейпцига рассказала «АиФ», как решают вопрос с парковками в Германии, где автомобилей на душу населения никак не меньше, чем в России: – Есть дома с парковкой под домом, в подвале, но это редко. Гаражи тоже – у немногих. Мы ставим машину на специальной парковочной площадке для арендаторов квартир, она бесплатная, не огорожена, стоит только знак, что площадка для жильцов, арендующих квартиры у такой-то фирмы. Но это на окраине города. Ближе к центру и в центре города тоже есть такие парковочные площадки для жильцов, но они маленькие и платные. Площадка для парковки может быть как во дворе дома, так и недалеко от него. Когда мы жили под Франкфуртом, у нас были парковочные места вдоль дороги у дома, за каждым было закреплено отдельное место, и стоял знак «Privat». Если оно пустует, на него никто не имеет права парковать машину. У немцев с этим строго. Если кто-то работает в этом доме, тоже может поставить себе этот знак и платить за него. Некоторые ещё пару мест берут для своих клиентов. В центре места мало, поэтому паркуются вдоль дорог, где найдут свободное место. Там стоят знаки, что парковаться можно только на один час в период, например, с 7 до 19 часов. Это для тех, кто приехал и уехал, чтобы к вечеру освободить места для проживающих здесь горожан. Днём, если паркуешь машину на час, оставляешь таймер за стеклом. Либо оплачиваешь определённое время в парковочных автоматах и кладёшь квиток за стекло машины на видное место. Но если не успел продлить парковку с парковочным талоном или не перевёл стрелку часов на таймере, штраф порядка 15 евро. Штрафы за парковку составляют основной доход в казну от всех штрафов автовладельцев. Контролёры парковки проверяют очень часто. В ответ на такой жёсткий контроль, немецкие автовладельцы иногда применяют схемы ухода от ответственности. Рассказывали, что бывали случаи, когда контролёр оставил штрафной квиток на автомобиле, а рядом припарковался ещё один автомобиль с нарушением. Его водитель забирает квиток о штрафе себе на машину. И если мимо пройдут контролёры, то они выпишут ещё один штраф первому автомобилю, а соседу – ничего, так как у него штрафной квиток уже лежит. Правда, эту схему уже раскусили, и сейчас, говорят, контролёры начали сверять лежащий квиток с номером машины.