Импортозамещение решили вывести на новый уровень, но знает ли оно об этом?
С 1 января размещение крупных заказов на производстве морской и авиатехники за границей нужно будет согласовывать в правительстве. Об этом в ходе Восточного экономического форума рассказал вице-премьер Дмитрий Рогозин.
Новый порядок касается компаний с госучастием и их «дочек». Правительство одобрило этот законопроект, его уже внесли в Госдуму.
Речь идет о согласовании заказов стоимостью выше определенных сумм: на авиатехнику — выше 1 млрд рублей, на морскую технику — более 2 млрд, вертолетов — свыше 400 млн рублей. «Фактически теперь некоторая самостоятельность, самостийность отдельных заказчиков — будет отрегулирована правительством», — сказал Рогозин. Размещение заказа за границей будет возможно в случае отсутствия свободных мощностей в России.
Почему именно сейчас решено ввести такое ограничение? Рассуждает независимый аналитик Дмитрий Адамидов:
— Уже перешел в такую, новую фазу вопрос о кораблестроении и самолетостроении. Последние годы в это вкладываются деньги. Создания спроса кроме как на внутреннем рынке мы не можем обеспечить. То есть купить его могут только наши компании, ну, вот так масштабно. Кроме того, есть еще момент — определенное обеспечение безопасности для некоторых узлов, потому что скажем так, комплектация радиоэлектронным оборудованием, чувствительными системами, которые могут ставиться на суда двойного назначения, она, в общем-то, конечно, должна быть отечественного производства.
— А вообще много заказов на строительство авиатехники и морских судов размещается на зарубежных площадках и можно ли закупать все это в России?
— У нас авиакомпании парк обновили, если мы говорим о гражданских самолетах. Хотя у нас есть проблемы, мы далеко не все сейчас самолеты производим гражданские, то есть у нас нет дальне магистральных собственного производства. Поэтомубудут исключения из этого правила. Если «Аэрофлоту» что-то понадобится, он, наверное, сможет купить. Тут важно, чтобы это было исполнено на должном уровне и чтобы у нас не получились не особо летающие самолетыи не особо хорошо держащиеся на воде корабли».
Но предложить отечественную альтернативу удастся нескоро. Например, из авиатехники пока — только Sukhoi Superjet 100, комментирует профессор Государственного НИИ гражданской авиации Александр Фридлянд:
Александр Фридлянд профессор Государственного НИИ гражданской авиации «Если мы сегодня летаем больше, чем на 95% на иностранной технике, завтра будет то же самое. Это не вопрос сегодняшнего дня. У нас сейчас фактически есть один тип воздушных судов, который производится серийно для гражданской авиации — это Sukhoi Superjet. Это самолет нишевый, у него специфическая размерность — он 100-местный. А для гражданской авиации в таких перевозках, где можно заработать деньги, в коммерческих, используют самолеты на 150-180 кресел и больше. Если мы говорим о региональных, местных линиях, которые надо поддерживать с помощью субсидий или поддержки региональных властей, бюджетов губернаторов и так далее, региональные требуют 50-кресельных, 70-кресельных. То есть он слишком большой для регионального сегмента и слишком маленький для основного коммерчески востребованного сегмента. У нас есть проект МС-21, он строится именно для того, как бы высоко востребованного коммерческого сегмента, у него будет как раз размерность значительно более высокая. Но его нет еще. И когда будет, и насколько он будет конкурентоспособен мы узнаем еще не завтра. А другого ничего вообще сейчас нет — только планы».
О необходимости срочно принять защитные меры в поддержку российских судостроительных компаний заявил и глава «Роснефти» Игорь Сечин. В своем докладе он отметил, что, по данным Росрегистра, только в Китае потребители разместили заказы на строительство более 50 судов. По его словам, объем заказов превышает 5 млрд долларов.
«Требуются срочные меры по внесению изменений в законодательство, направленные на защиту отечественного производителя, морских транспортных компаний», — заявил Сечин в ходе Восточного экономического форума.