Как возник самый известный символ Америки
7 сентября 1813 года в США в американской газете Troy Post была впервые задокументирована байка о Дяде Сэме — самом известном символе Америки. А 15 сентября 1961 года конгресс США закрепил легенду о Сэме на законодательном уровне. Согласно этой истории, прообразом персонажа был промышленник из Нью-Йорка Сэмуэль Уилсон, совсем не похожий на долговязого старика в цилиндре и разноцветном фраке. Кто на самом деле мог стать основой для собирательного образа духа Соединённых Штатов — разбирался RT. Мясо от дядюшки Сэмуэля Уилсона 7 сентября 1813 года небольшая газета Troy Post напечатала статью, в которой впервые рассказывалась история о том, как аббревиатура U.S. стала расшифровываться как Uncle Sam, или Дядя Сэм. Согласно этому документу, жизнь персонажу, олицетворявшему Соединённые Штаты, дал торговец мясом из Нью-Йорка Сэмуэль Уилсон, поставлявший американской армии провиант во время Англо-американской войны 1812 года. По легенде, солдаты прозвали солонину Уилсона «харчами от Дяди Сэма» — из-за маркировки U.S. на бочках, так как под таким прозвищем сам Уилсон был известен среди своих земляков и даже за пределами штата. Впоследствии призванные на службу из Новой Англии солдаты рассказали о промышленнике сослуживцам, которые подхватили эту шутку. Об истории рассказала местная газета городка Трой в штате Нью-Йорк, а затем и более влиятельная The New York Gazette. Впоследствии именем «Дядя Сэм» стали называть федеральное правительство США. Во второй половине XIX века карикатурист Томас Наст начал популяризировать образ Дяди Сэма как персонажа своих рисунков, в которых представил его как высокого старика с белой козлиной бородкой и одетого во фрак и цилиндр в звёздно-полосатых цветах американского флага «Доблесть прошлого». Политические карикатуры с участием Дяди Сэма разных годов. © Wikimedia Commons Несмотря на то, что именно эта версия появления Дяди Сэма на свет была впоследствии признана официальной, некоторые историки сомневаются в том, что именно всенародный дядюшка Сэм Уилсон и его солёное мясо были основой этой легенды. Специалисты указывают, что аббревиатура U.S. была достаточно распространённой к 1812 году, и маловероятно, чтобы солдаты могли не знать, что она означает. К тому же, в различных архивах имеются более ранее документы, в которых аббревиатуру U.S. уже расшифровывают как Uncle Sam. В их числе есть письма и газетные заметки, датированные 1806 годом — за шесть лет до того, как по легенде произошла история с непутёвыми солдатами и бочками Уилсона. При этом, эти заметки, включая Troy Post и газеты из города Олбани (родного города промышленника), при упоминании «Дяди Сэма» не проводили никаких параллелей с личностью Сэмуэля Уилсона. Также подозрительным находят тот факт, что история в New York Gazette появилась лишь через несколько лет после исторического события. Именем Сэма Хилла В 1830-х годах в американском фольклоре появился и злой двойник Дяди Сэма — Сэм Хилл, ставший в разговорном языке персонификацией сил зла. Обычно это имя употреблялось в вопросительной интонации и обозначало необъяснимые события. Легендарный американский писатель и журналист Генри Луис Менкен полагал, что своё имя «тёмный» Дядя Сэм взял из оперы Карла фон Вебера «Вольный стрелок», где демонический «чёрный охотник» Самиэль сопровождает души умерших в преисподнюю. Своему нраву он мог быть обязан картографу и старателю Сэмуэлю Хиллу, известному среди жителей Северного Мичигана скверным характером и тягой к крепким ругательствам. В 1847 году, он, рискуя жизнью, помог предотвратить голод в отдалённом поселении горняков Коппер Харбор. К славе и почитанию среди горожан он относился с презрением, и больше заботился о своей репутации богохульника и сквернослова. Впоследствии жители стали просто заменять его именем самые грязные ругательства, дабы избежать порицания. Собирательный образ Сэма Хилла также стал частью Дяди Сэма — в карикатурах и зарисовках он стал иногда появляться с растрёпанными волосами и бородой, в мятом цилиндре и неопрятном фраке. По другой легенде, история этого персонажа восходит к самому основанию Соединённых Штатов. Прообразом Дяди Сэма в ней стал патриот, обезглавленный гессенскими наёмниками-егерями незадолго до битвы при Трентоне в 1776 году за отказ раскрыть им планы Джорджа Вашингтона, который собирался пересечь реку Делавер вместе с колонной ополченцев на шлюпках. Напав на гессенцев, которых одинаково презирали как британцы и роялисты, так и мятежники. На следующий день после Рождества Вашингтон захватил в плен почти тысячу солдат, шесть пушек и боевое знамя наёмников. Эта победа переломила череду неудач Континентальной армии и позволила Вашингтону одержать победу над войсками короля Георга. Картина немецкого художника Эмануэля Лойце «Вашингтон переправляется через Делавэр». © Wikimedia Commons Современный британский писатель Грант Моррисон в своей художественной версии этой легенды предположил, что дух Сэма, принявшего мученическую смерть от рук иноземных захватчиков, был вызван отцами-основателями с помощью каббалистических ритуалов, для того, чтобы охранять покой страны и приходить ей на помощь в трудные минуты. Образ на все времена Появляться в политических карикатурах Дядя Сэм стал в 1830-х годах, когда в газетных рисунках в качестве собирательного образа Америки в основном выступал персонаж по имени Брат Джонатан. Своё начало он брал от уничижительного прозвища, которым британцы называли колонистов во время Войны за независимость США. Прообразам ему послужил губернатор штата Коннектикут Джонатан Трамбалл, к которому, по свидетельствам современников, так обращался первый президент США Джордж Вашингтон. Интересно что на карикатурах того времени, Брат Джонатан появляется в полосатых брюках со штрипками, которые впоследствии стали визитной карточкой Дяди Сэма. Карикатура 1903 года, выступающая против бесконтрольной иммиграции в США из Европы. В 1870-х годах персонажи Брата Джонатана и Дяди Сэма начали сливаться с личностью 16-го президента США Авраама Линкольна. Тогда образ Дяди Сэма окончательно формируется как очень высокого и худого человека с седыми волосами и бородой, в разноцветном флаге и полосатых брюках. Пожалуй самое знаменитое изображение Дяди Сэма было изготовлено в 1917 году художником Джэймсом Монтгомери Флэггом, нарисовавшим плакат, призывавший американцев записываться добровольцами на Первую мировую войну. На нём Дядя Сэм с длинной козлиной бородкой, одетый в свой традиционный фрак и цилиндр в цветах американского флага, смотрит прямо на зрителя, и говорит: «Для армии США мне нужен ты». Пропагандистский плакат Джэймса Монтгомери Флэгга. 1917 год. © Wikimedia Commons