Экспортный потенциал Дальнего Востока. Как удовлетворить растущий спрос АТР

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ Дальний Восток — перспективная площадка для освоения новых и быстрорастущих рынков АТР "Дальний Восток — это своего рода локомотив для сотрудничества со странами АТР, но в том числе этот рынок достаточно высококонкурентный", — Алесей Тюпанов, генеральный директор АО "ЭКСАР". "Объем экспорта растет каждый год, и основная часть концентрата будет поставляться как раз в силу близкого расположения, логистики в страны АТР", — Анна Цивилева, председатель совета директоров Kolmar Sales and Logistics. Российские экспортеры должны соответствовать высокому уровню конкуренции на рынках АТР "Конкуренция на быстрорастущих рынках АТР очень высокая. В разных сырьевых группах мы конкурируем как страна с углем из Австралии, с нефтехимией из Японии ", — Григорий Березкин, председатель совета директоров группа компаний "ЕСН". "Единственное, над чем мы должны работать, — это себя зарекомендовать как надежных, ответственных контракторов, которые не нарушают ни сроки поставки, ни контрактные обязательства по качеству товара, и заключить долгосрочные контракты", — Анна Цивилева. ПРОБЛЕМЫ Загруженность дальневосточного логистического маршрута "Мы не можем все время развивать портовые мощности и увеличивать пропускную способность железных дорог под товары с такой невысокой стоимостью, с таким объемом при невысокой цене", — Григорий Березкин. Несоответствие российских требований общемировым стандартам "Требования и стандарты, которые существуют в России в настоящий момент, не гармонизированы с международными, и второе — те меры ветеринарного контроля, которые существуют в России, при всей их эффективности в настоящий момент имеют определенный пробел", — Максим Протасов, руководитель Роскачества. "Восприятие продуктов страны как качественных товаров и предприятий, как предприятий, стремящихся улучшить условия качества, — это достаточно серьезная работа, которую можно проводить достаточно несложно", — Максим Протасов. Высокие логистические затраты "Логистическая составляющая в товаре является очень существенной, и для того, чтобы в этой конкуренции выиграть, нам нужно продавать товары, которые достигли максимального количества переделов и, соответственно, максимальной стоимости за тонну", — Григорий Березкин. "Территориальная близость стран АТР дает нам возможность выходить на страны Азии с нашей продукцией. Так, например, логистически мы можем поставлять наш уголь водным транспортом за 2–3 дня — это до Японии, Южной Кореи, Китая и 5–7 дней железной дорогой", — Анна Цивилева. РЕШЕНИЯ Создание интегрированного с иностранными партнерами производства "Мы хотим, чтобы у нас было интегрированное производство , чтобы мы вместе с партнерами конкурировали уже на международных площадках и международных рынках . Это будет совместная интегрированная схема по производству различных продуктов, межстрановая, где мы из конкурентов, по сути, превратимся в партнеров", — Григорий Березкин. Фиксация экспортных пошлин для ТОРов "ТОРы намного выгоднее для инвесторов. Конструкция ТОРов — это механизм по привлечению инвестиций не только российских, но в целом и международных . Мы будем, наверное, обращаться в правительство, чтобы для ТОРов рассмотреть возможность фиксации экспортных пошлин на какой-то ощутимый десятилетний период, например, на те товары, которые там производятся", — Григорий Березкин. Повышение качества продукции "Возрождение в РФ государственного знака качества, оператором которого является Роскачество — это такой инструмент. Мы видим уже сейчас, что продажи данной продукции под этим знаком растут на российском рынке растут и на международных рынках", — Максим Протасов. "280 предприятий в этом году было проверено специалистами Роскачества на предмет внедрения наилучших технологий в области бизнес-процессинга. 12 предприятий, как я уже сказал, получат правительственную премию, но все проверенные предприятия получат акты аудита с рекомендациями, что им стоит поправить в их бизнес-процессах", — Максим Протасов. Развитие программ поддержки экспорта "Сейчас уже есть две программы, как можно сэкономить на ставках, если ты хочешь финансировать экспорт . Первая программа — это возможность для банков российских рефинансировать кредиты в Центральном банке и за счет этого снижать ставки . И вторая программа, которая запущена с июля месяца, — это программа Министерства экономического развития по субсидированию экспорта ", — Александр Мещеряков, старший вице-президент ПAO "Промсвязьбанк". Поддержка совместных проектов "Сейчас самый крупный проект — это "Сахалин-2 СПГ" . Мы поддержали этот проект в 2009 году, предоставили как раз страховку и кредит . Также наша компания покупает нефть, которая поступает по трубопроводу Восточная Сибирь — Тихий океан", — Масафуми Накада — президент Nippon Export and Investment Insurance (NEXI). "В этом отношении JETRO сотрудничает с несколькими организациями в России — это Союз малых и средних предпринимателей, Агентство технологического развития. У нас есть меморандум о сотрудничестве, подписанный как раз с Дальним Востоком, и в том числе с "ЭКСАРОМ", — Кодзи Енетани, исполнительный вице-президент Japan External Trade Organization (JETRO).