Войти в почту

Юбилей крымского джаза. От новоорлеанской классики до современной электроники

Репортаж Алексея Певчева с главного джазофого события года – фестиваля Koktebel Jazz Party. Искать джаз на набережной Коктебеля днем в конце августа бессмысленно: по раскаленному променаду бродят толпы одетых и раздетых людей, громыхает русскоязычная попса и шансон, из многочисленных кафе доносится запах общепита. Посреди испепеляющего зноя даже приглашения на морские комфортабельные прогулки вызывают отторжение. Пляжные разводилы с голубями и соколами в руках предлагают "подержать птичку", что для наивного "матрасника", не вооруженного убедительными контрдоводами, может закончиться расставанием с тысячей рублей. Старожилы коктебельского отдыха впадают в состояние "сиесты" и прячутся в тени отелей и частных апартаментов, предпочитая выбираться на набережную ближе к вечеру. В это время жара спадает, сервис становится менее навязчивым и душным, а репертуар местных заведений заметно расширяется. Шансон и попса не исчезают, но к дому-музею Волошина, подтягиваются рокеры с гитарами, в кафешках диджеи встают за вертушки, уличные музыканты собираются в импровизированные составы. Людской поток уплотняется, раздражение чуть отступает, и курортная набережная превращается в огромный змеевидный поток, струящийся в разных направлениях. Вот тут-то за холмом Юнге и начинается джаз! В Коктебель он приехал пятнадцать лет назад, когда нынешний генеральный директор российского международного информационного агентства "Россия сегодня" Дмитрий Киселев (в то время – журналист и телеведущий) и его украинские друзья Лина Млинарич, Владимир Соляник и Кирилл Вышинский задумали посредством музыки помочь восстановлению дома-музея Волошина. Помогли, но идею проведения ежегодного фестиваля не забросили. Постепенно из палаток под Кара-Дагом переехали на сцену, расположенную на площади перед волошинским домом, число поклонников "Джаз Коктебель" стало исчисляться тысячами, и на него стали приезжать самые разнообразные гости. Организацией и освещением занялись агентство "Россия сегодня", "Красный квадрат" и канал "Россия". Одним из главных достоинств, по мнению тех, кто бывал на первых фестивалях в Коктебеле, была мультиформатность. Кроме очевидных джазовых артистов, сюда приезжали The Cinematic Orchestra, Telepopmusic, Parov Stelar, Red Snapper, The Tiger Lillies, Горан Брегович, "Вопли Видоплясова", "Аквариум" и многие другие. Фестиваль, несмотря на слово "джаз" в самом названии, куда больше подходил под определение world music, ориентируясь не на чистоту жанра и уместность имен, а на общий драйв и атмосферу. "Коктебель джаз" проводился в начале сентября, в то время, когда в поселок со всего Черноморского побережья стягивались любители неформального отдыха – от загорелых хиппи с тамтамами до модных рейверов, получивших свою ежегодную дозу электронного фана на фестивале KaZantip. "Коктебель-джаз" был финальной точкой лета, на которой кроме музыки, тусовщики подводили итоги, знакомились и строили планы на следующий отпускной сезон. Новый исторический этап в жизни Крыма внес свои корректировки. Фестиваль никуда не исчез, но при этом плавно раскололся на две независимые музыкальный формации – Koktebel Jazz Festival и Koktebel Jazz Party. Первая переехала под Одессу и оставила себе прежнее название и формат. Вторая осталась в Коктебеле и, несмотря на обманчивое-расслабленное обозначение party, приобрела серьезный размах и определенную чопорность. Фестиваль сконцентрировался на джазе – преимущественно традиционном, с легким креном в развлекательно-образовательную сторону. Свой 15-й день рождения, Koktеbel Jazz Party справлял за холмом Юнге на огромной модифицированной и оснащенной всем необходимым сцене. На сегодняшний день Koktebel Jazz Party, пожалуй, единственный в России джазовый фестиваль, нацеленный на массового зрителя, но упорно не желающий идти на серьезные компромиссы. Отбором артистов занимаются два арт-директора: радиоведущий Михаил Иконников и известный московский музыкант Сергей Головня. Именно они формируют лайн-ап фестиваля, и, собственно, благодаря им на Koktebel Jazz Party вряд ли когда-нибудь появятся Сати Казанова, Диана Арбенина, Варвара Визбор и другие граждане. Как бы все они к джазу ни тяготели, и какими бы в глубине души джазменами ни являлись. Лайнап фестиваля Koktebel Jazz Party 2017 до последних дней держался в секрете, и ничего удивительного здесь нет: санкции никто не отменял, и реакция на участие тех или иных артистов могла быть самой непредсказуемой, несмотря на то, что сами музыканты серьезного значения этому не придают. Как теперь принято говорить, погода внесла свои коррективы, причем такие, что от концертов первого дня по-началу решили отказаться. Но приехать на фестиваль и не сыграть на нем – это не про джазменов. Когда стало понятно, что ждать милостей от природы не придется, действо перенесли на локальную VIP-площадку, куда набилось критическое количество счастливой публики, выпившей десятки литров кофе и насладившейся джазовой классикой в клубном формате. Старт был дан импровизированным сетом зажигательного состава новоорлеанского барабанщика Джо Ласти, далее на небольшую, но уютную сцену, вышел потрясающий саксофонист Джесси Дэвис, а продолжилось все выступлением биг-бэнда Сергея Головни SG BIG BAND и коллективом Давида Голощекина. В первый день, как и было запланировано, акцент был сделан на классический джаз, за который неизменно горой стоят все вышеперечисленные музыканты. К сожалению, лишь небольшая часть публики сумела насладиться сокращенным выступлением Authentic Light Orchestra Валерия Толстова, не так давно поработавшего с пианистом Тиграном Амасяном и экс-барабанщиком легендарной группы The Police Стюартом Коуплендом над сольным альбомом Сержа Танкяна из System Of A Down. Легкая надежда на то, что выступление ALO перенесется на второй день, быстро развеялась – артистов ждали на следующем концерте. Утро нового дня и спокойное море принесло надежду на то, что второй день пройдет в запланированном режиме. Музыканты прятались в тени гостиниц, лишь планово выбираясь на микроавтобусах на саундчеки и пресс-конференции. Беседы проходили динамично, журналисты легко получали ответы на самые животрепещущие вопросы – от профильных музыкальных, до неизменно волнующих крымчан – не боятся ли джазовые гости санкций от Госдепа. Гости не боялись. Кто-то из них отправился в дом-музей Волошина и в "Артек" послушать детские джазовые коллективы, кто-то остался следить за саундчеком коллег. Первый джазовый вечер в Коктебеле 2017 начали выступлением Joe Lastie’s New Orleans Sound – группы приглашенной в Коктебель генеральным продюсером фестиваля Дмитрием Киселевым, после того, как он увидел их выступление непосредственно в Новом-Орлеане. Решение поставить коллектив Джо Лести первым выглядело вполне оправдано. Поющий хриплый трубач Мервин Кэмпбелл, четкие барабанные брейки Лести и нестареющая классика, одинаково известная публике, как по старым пластинкам Луи Армстронга фирмы "Мелодия" – Hello, Dolly, Wonderful World, так и по мультфильму "Серый волк энд красная шапочка" – Mack the Knife – стало лучшим началом для встречи с публикой. Шоу Joe Lastie’s New Orleans Sound с хождением в народ закончилось братанием и поздравлением одного из участников коллектива с днем рождения. Выглядело это красиво! Валерий Пономарев – трубач, представитель старой гвардии отечественного джаза, но именно он как никто другой оказался открыт для новых форм. Его появление на фестивале – визит старого друга. Много лет живущий в США, он одинаково внимательно следит за всеми мировыми джазовыми течениями, да и его появление в 2014 году в Коктебеле – можно считать одним из самых успешных за всю историю Koktebel Jazz Party. В этот раз Валерий обошелся без американо-японского состава, но никуда не делись общий драйв и доверительная манера общения с публикой. Манера, в очередной раз разрушившая миф о том, что джаз – музыка, если не "толстых", то "высоколобых" эстетов. Игоря Михайловича Бриля представлять любителям джазовой музыки вряд ли стоит. Не нуждаются в этом и его сыновья – Александр и Дмитрий, к слову – однокурсники одной из главных звезд современного российского джаза – пианиста Якова Окуня. На сцене с Brill Family работали барабанщик Александр Зингер и контрабасист Макар Новиков. Программа, которую джазовое семейство преподнесло в этом году не сильно отличалась от программы прошлого, но вряд ли это внесло в прием серьезный диссонанс. Club Des Belugas стали, пожалуй, одой из главных удач организаторов. Пока представители ню-джаза нечастые гости гости в Коктебеле, но именно их публика ждет с особым чувством. Лидеры этого направления вроде The Cinematic Orchestra и De Phazz, как уже было сказано, играли здесь раньше. Модель джаза этой конструкции, впитавшая в себя как четкие каноны жанра, так и его переосмысление через фанк, соул и современную электронику, в контексте "джаза на пляже" оказалась максимально гармоничной. Именно на сет этих немцев подтянулась аудитория, предпочитающая современный звук, не просто корректно выходящий за рамки стиля, но предлагающий яркий и модный подход, базирующийся на неизменной важной джазовой платформе. Cостав Club Des Belugas был усилен контрабасом российского музыканта Владимира Кольцова-Крутова. Зажигательный и яркий сет Club Des Belugas, вселил надежду на то, что в ближайшие годы организаторы не обойдут вниманием и других представителей ню-джаза от Gabin до Funki Porcini. Первый фестивальный день закончился на сцене, но никак не в местном кафе "Карадаг", где джем с участием великолепной контрабасистки Дарьи Антоновой, саксофониста Сергея Головни, вокалиста Мервина Кэмпбелла и целой команды музыкантов-добровольцев, фланировал в диапазоне от бибопа к джайву через рок-н-ролл и обратно, до первых лучей солнца. Второй день открывал ансамбль Double Bass Progect – интернациональный проект контрабасиста, бас-гитариста и виолончелиста Макара Новикова, где основное внимание было приковано к голландской вокалистке Хиске Оостервийк. За хрупкой спиной Хиске – Консерватория Принца Клауса в Гренинге и два альбома. Диапазон музыкальных интересов от джаза и The Beatles до соула и французского шансона. То, что делают Double Bass Progect лежит скорее в области салонного лаунджа, который вполне подходит под определение "французский джаз-рок". Brazil All Stars Band – коллектив, возглавляемый легендарным джазовым пианистом Андреем Кондаковым, вполне может претендовать на звание самого звездного состава Koktebel Jazz Party. В первую очередь BASB – детище Андрея и легендарного нью-йоркского бас-гитариста Сержио Брандао, переигравшего с огромным количеством музыкантов от Weather Report до Black Eyed Peas. Этот состав уже однажды играл в Коктебеле, но на этот раз музыканты предложили публике куда более спокойную программу. Интернациональный ансамбль Якова Окуня в составе Лью Табакин, Байрон Лэндем, Ясуши Накамура и Сергей Головня играл привычную виртуозную джазовую программу, когда в перерыве между композициями, ведущие фестиваля Ольга Скабеева и Эрнест Мацкявичус представили "любителя джаза" президента России Владимира Путина. Президент поприветствовал собравшихся и спокойно расположился в первом ряду партера, принимая джазовый привет – попурри из "Город над вольной Невой" и Blueberry Hill. Когда и как он уехал никто и не заметил: президент покинул зал по-джазовому – тихо и корректно. Ансамбль Окуня плавно перешел на ТВ-мост с Ереваном, поджемововав с составом великолепного пианиста Ваагна Айрапетяна, и уступил место Latin Jazz Band во главе с легендарным 80-тилетним Эдди Пальмери – десятикратным обладателем "Грэмми" и наивысшей джазовой премии NEA Jazz Master. Пальмери и его бэнд выдали сет из сальсы и латиноамериканского джаза. Красивый, спокойный, возможно не очень подходящий для привычного бравурного финального выступления, но очень уместный для того, чтобы сказать: "До новой встречи с джазом, Коктебель!" Алексей Певчев

Юбилей крымского джаза. От новоорлеанской классики до современной электроники
© Москва24