С казачьим колоритом. Бывший комбайнер рисует пейзажи и создает матрешек
Картины, расписные бутылки, деревянная кухонная утварь, матрёшки – дом Любови Читаловой из станицы Новотроицкой Изобильненского района Ставропольского края похож на выставочную галерею. Экспонаты постоянно меняются, все свои работы женщина раздаёт друзьям. Хочу рисовать! Предки Любови Читаловой - хопёрские казаки. Тягу к их традиционному тыорчеству в себе чувствовала всегда, но всерьёз занялась творчеством только в 50 лет. «Я рисовала с детства, а мама ругалась, говорила: «Ну что ты там малюешь, дел полно, помогать надо!» - вспоминает художница. - Мы жили в станице, дом, хозяйство, два младших брата. Помощь требовалась всё время. Потом замуж вышла, тоже было не до рисования. Муж, работа, сын, дочка. А работала я в молодости комбайнёром. Училище окончила по этой специальности. Меня хоть сейчас посади за комбайн, помню, где какие рычаги, как включать, как жатку опускать. До сих пор хочется покосить. Какой запах непередаваемый у жнивья, когда только скосишь пшеницу или подсолнухи!» В 50 лет у Любови Сергеевны случился инфаркт. Лежала в Ставрополе в больнице. Уже выздоравливая, гуляла по городу и увидела в продаже маленькие тюбики масляной краски. Желание рисовать нахлынуло с новой силой. «Купила эти краски, приехала домой и стала писать картины, - рассказывает женщина. - Сначала на картоне. Думала, холсты для профессионалов, а я ж не на продажу, для души пишу. Получалось всё лучше и лучше. Людям нравились картины, предлагали за них заплатить, но я стала их дарить. Дорогие краски, кисти, полотна я не использую, могу и пальцем нарисовать при желании». Нигде и никогда художественному мастерству Любовь Сергеевна не училась. Никто не объяснял ей, что такое пропорция, экспозиция, не учил сочетать цвета. До всего доходила сама, читала книги, смотрела в Интернете. Любимые темы картин - пейзажи, родные просторы. Но пишет она их не на пленэрах. Увидела закат над озером, запомнила, пришла домой и нарисовала. Свой стиль Есть ещё одна страсть у художницы – матрёшки. Расписывает она их сама, а потом дарит. Около сотни деревянных красавиц, сделанных своими руками. У себя хранит всего пять - дороги как память. 50 заготовок ждут своего часа. «Всё получилось случайно, - говорит Любовь Читалова. – Увидела женщину, которая продавала матрёшек. Разговорились, познакомились. Зовут её Анна Каверина. Приезжает в Ставрополь торговать из села Полхов Майдан Новгородской области – это родина русской матрёшки. Она мне рассказала, что родом деревянные круглые складные куколки из Китая, в Россию попали с незапамятных времён. Каждая представляет собой семь фигурок - одна в другой, потому что «семь я». С тех пор Аня ездит ко мне в гости, привозит чистые заготовки, которые я расписываю, как мне нравится. У новгородцев свой стиль росписи: лица одинаковые, глазки голубенькие, платки тёмно-бордовые, юбки зелёные. Скучно. А я свой, казачий, южный, сочный и солнечный колорит вношу. Шали на моих матрёшках яркие, в мелкий цветочек, передники в красный горошек, есть настоящие казачки: блузка с баской, юбки с рюшами, платки лишь на затылке и косы ниже пояса. Делала даже цыганочку из матрёшки. И цвета люблю яркие и стразами украшаю своих деревянных красавиц. И главное, каждая моя красавица уникальна, роспись не повторяется». На роспись одной матрёшки уходит не менее трёх дней. Сначала художница рисует лицо, потом одежду, затем выводит узоры на платках и передниках. В завершение каждую матрёшку трижды покрывает лаком. В Полхов Майдане деревянных куколок делают только из липы. По мнению многих мастеров, это самая подходящая порода дерева - мягкое, пластичное, не ссыхается. Везёт Анна Каверина своей новой подруге на Ставрополье и самовары деревянные, и посуду. Всё расписывает станичная художница по-своему и дарит на радость людям. «Не могу продавать, - говорит Любовь Сергеевна. – Я ж для удовольствия делала, как же я за своё удовольствие буду деньги брать?!» Сейчас у Читаловой новое увлечение: начала расписывать бутылки и делать вазы из капустного листа с гипсом.