У кого ключи от власти
Как удается вовлечь жителей сел и городов в процесс самоуправления? Новосибирская область, как известно, была одной из первых, где инициативно развивался этот опыт на поселенческом уровне. Благодаря этому в регионе сформировались устойчивые взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований, появились традиции участия в нем больших групп населения, организованных в ТОСы, клубы и другие сообщества. Будни и праздники В Березовском сельсовете устраивают праздники самолетов. В Землянозаимском сельсовете Чановского района подготовили концерт. В Сузунском районе к 285-летию села Шарчино создали реконструкцию исторического эпизода основания села. А жители Карасука в День Победы на главной площади поют фронтовые песни. Все это праздничная «обложка» местного самоуправления (МСУ). Содержание всей «книги» этой самой близкой к людям власти пишется в будни, которые наполнены бытовыми проблемами. — В мае президиум совета муниципальных образований обсуждал приоритетные направления работы МО на ближайший год, — напомнил, выступая на пленарном заседании форума, губернатор Владимир Городецкий. — Областной власти важно слышать позицию руководителей на местах, их оценку и анализ проблем, вопросов по реализации в муниципалитетах тех решений и законов, которые принимают органы государственной власти. Форум стал площадкой, которая помогает решить эту задачу. Кроме того, чтобы осознать свой уровень власти и объем компетенций, МСУ требуются не только время, опыт, но и методическая и правовая помощь специалистов. Они предоставили в распоряжение делегатов типовые уставы, образцы документов, необходимых для работы. Нужны реформы На пяти дискуссионных площадках обсуждались, в частности, развитие института сельских старост, формы участия населения в территориальном общественном самоуправлении. Новосибирская область задолго до принятия федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» начала приобретать опыт, который способствовал внесению ряда поправок в этот документ. И на этот раз губернатор высказал свою точку зрения на необходимость перемен. На территории опробованы три варианта системы выборов глав муниципалитетов, и можно делать выводы, как они работают. Что дальше? Укрупнение территориальных организаций МСУ, по числу которых мы в первой тройке СФО? К этому взывают и кадровые проблемы. Статистика свидетельствует, что почти 90 процентов глав муниципалитетов — новички управления. Законодателям региона предстоит еще раз изучить названные проблемы, чтобы на региональном уровне решить их с учетом экономических возможностей, не упуская из виду главного — бережного отношения к понятию «сельский образ жизни». Анализируя итоги обсуждения, губернатор сказал, что нужно определить критерии эффективности МСУ, принимая во внимание разные потенциалы развития муниципальных образований. — Практика показывает, что у всех есть потенциал, но его реализация требует особого подхода, — заключил Владимир Городецкий. КОММЕНТАРИИ Владимир Городецкий, губернатор Новосибирской области: — Правительство Новосибирской области и муниципальное сообщество совместно ищут пути решения социальных задач и дальнейшего развития территорий. Для этого необходимо активное вовлечение населения в осуществление местного самоуправления. Действенное участие людей в жизни муниципалитета содержит огромный потенциал развития. Формами взаимодействия могут и должны стать общественный контроль, ТОСы, общественные обсуждения разных форматов, сельские старосты. С каждым годом совершенствуется эффективность работы Совета муниципальных образований Новосибирской области. Растет значимость самого совета как координирующего органа по развитию муниципального самоуправления. Все больше активных людей объединяются вокруг решения местных вопросов, вокруг того, чтобы делать повседневную жизнь лучше. Андрей Шимкив, председатель Законодательного собрания Новосибирской области: — Вопросы у нас вроде простые — житейские и текущие. Но именно от качества их решения зависит главное — уровень жизни людей. И здесь хоть ученые-социологи, хоть пенсионеры на лавочке назовут вам примерно одинаковый набор требований для поддержания и повышения этого уровня. Это безопасность, работа, благоустройство, порядок. На совете по развитию местного самоуправления, который проходил в Кирове 5 августа, Президент России Владимир Путин предложил продлить федеральную программу «Формирование комфортной городской среды» как минимум на три года и дал соответствующее поручение правительству. Конкретные результаты этого федерального проекта мы уже видим во многих муниципальных образованиях области. Секрет его успеха прост — он придуман и реализуется с учетом мнений людей. Взяв этот простой и понятный принцип за правило, мы можем смотреть в будущее уверенно, а в глаза землякам — прямо. Александр Гофман, глава Карасукского района: — К моему выступлению на форуме проявили интерес коллеги из соседних регионов, потому что Карасукский — один из трех районов нашей области, где совет депутатов сформирован методом делегирования полномочий. Мы также были инициаторами изменений системы управления муниципальным районом и внедрили их у нас, теперь администрация города и района объединены — и это единственный в области подобный опыт. Интерес к нему показал правильность наших реформ, стало очевидно, что приоритетные задачи на территории решаются более эффективно. Сергей Черкасов, глава рабочего поселка Чистоозерное: — Примечательно, что самыми активными участниками всех нововведений у нас оказались люди «третьего возраста». Это показал проект «Качественная городская среда», его мы начали с формирования нового облика парка. Пенсионеры не только сами пришли и своими руками многое сделали для благоустройства, но и привели своих внуков. Молодежное движение поселка «Вымпел» — это организация широкого профиля не только по направлениям работы, но и по возрасту. Тут все молодые, кто готов участвовать. Выиграли несколько грантов района, области. Обустроили парк Победы, сейчас в планах сделать главную площадь многофункциональной, и начало уже положено. Работает для всех «открытая читальня»: люди приносят книги, обмениваются ими, обсуждают прочитанное. Площадь не должна жить от праздника до праздника, в планах — обустройство локаций для различных общественных мероприятий. Ирина Усольцева, староста села Бариново Черепановского района: — Меня избрали в 2011 году. Теперь я понимаю, что староста — это не должность, это инициативная работа, практически беспрерывная общественная деятельность. Старосты избираются в малых селах, где нет сельских советов, и ты как связующая нить с официальными организациями. У всех жителей села записан телефон старосты, и по всем вопросам они обращаются ко мне. Еще и потому, что в деревне не осталось предприятий, но живут 28 молодых семей, 66 деток. Опыт помощи я приобретала на ходу. Но вот сегодня еще многому научили на форуме. Возможно, желающих стать старостами было бы больше, но ведь нужны знания, и порой очень специфические. У нас в районе глава Аркадий Владимирович Звонков много внимания уделяет нам, вникает в наши проблемы, поддерживает нас. Это, конечно, облегчает работу. Зоя Андреева, директор школы № 1 города Чулыма: — Я здесь представляю общественный совет, созданный при администрации Чулымского района. В него вошли люди, которые уже зарекомендовали себя инициаторами различных проектов, реализованных на нашей территории активистами. Мы сформировали план действий, основанный на тех предложениях, которые высказывали чулымцы на сходах граждан, встречах с депутатами, собраниях. Вторая часть плана — это работа членов совета по разъяснению решений, принятых администрацией района. Ведь важно не только донести до власти пожелания граждан, но и чтобы они понимали, на какие направления развития территории тратятся деньги и другие ресурсы. ЦИФРА Новосибирская область включает в себя 490 муниципальных образований. Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №36 от 6 сентября 2017 года