Войти в почту

Полторы лошадиные силы

Первый автомобиль по официальным данным появился в Москве в 1899 году. Однако документ из архива компании Daimer ag позволяет утверждать, что это случилось несколько ранее. Если верить архивной выписке о поставках в Российскую империю автомобилей(копия есть в распоряжении редакции «ВМ»), то первое авто появилось в Москве не в 1899 году, а на пять лет раньше. Два двухместных Benz Velo отправили в Первопрестольную в 1894 году. И пусть никого не смущает слово Velo: это были первые в мире серийные автомобили конструкции Карла Бенца, оснащенные одноцилиндровым двигателем объемом 1054 кубических сантиметра и мощностью 1,5 лошадиные силы! Авто имели двухступенчатую коробку передач с приводом на задние колеса и стоили баснословных денег. Контора Шпана Все началось с того, что баварец Карл Шпан в 1883 году унаследовал от родственников бизнес в России. Переехав в Санкт-Петербург, получил звание купца I гильдии и начал активно расширять дело. Через некоторое время в Москве, в Кисельном переулке, открывается представительство его конторы по импорту в Россию самоходных технических средств. — Контора Шпана располагалась в доме Дольника, — рассказывает москвововед Олег Фочкин. — Адреса дома долгое время указывали не по номерам, а по фамилии их владельца: дом Фонвизиных, дом Франка, дом Дольника. Для москвичей коллежский секретарь, присяжный поверенный Николай Константинович Александров-Дольник был личностью известной, так как прославился тем, что в один год выиграл в лотерею сначала 75 тысяч, а затем 200 тысяч рублей. Это были очень большие деньги. Из конторы Шпана, что располагалась в доме Дольника, и поступил в заказ в Германию — выслать в Москву самоходное средство мощностью в 1,5 лошадиные силы. Авто было отправлено в Москву в 1894 году. А через год санктпетербургский купец Карл Шпан обратился к московским властям с просьбой разрешить ему езду по городу и его окрестностям в экипаже, снабженном бензиновым двигателем. Бюрократия от аристократии Дядя императора Николая II генерал-губернатор Москвы, великий князь Сергей Александрович слыл человеком сложным, осторожным и четко соблюдающим субординацию и аристократический этикет. Зная это, обер-полицейский Москвы, к которому поступило заявление Шпана, сам решение принимать не стал, а переадресовал его великому князю. Тот, в свою очередь, не решился проявить инициативу и выждал, пока первый подобный прецедент произойдет в Санкт-Петербурге. Историки-москвоведы Андрей Кокарев и Владимир Руга, работая в архивах, обнаружили документальную переписку Карла Шпана и тогдашней столичной власти и включили ее в свою книгу «Повседневная жизнь Москвы». Разрешение на езду в Санкт-Петербурге на автомобиле Карл Шпан получил в декабре 1895 года. В Москве же его ждали долгая официальная переписка, несколько осмотров транспортного средства, никому не нужные проволочки и согласования. Когда же наконец московские власти готовы были разрешить купцу езду по городу на авто, оказалось, что разрешение Карлу Шпану ни к чему — он продал оба автомобиля. Первая авария Имя и фамилия владельцев одного из первых авто в Москве историкам пока выяснить не удалось. Известен лишь факт первой автоаварии в Москве — он был зафиксирован в прессе. В 1895 году, в сентябрьском номере санкт-петербургского журнала «Велосипедъ» в статье под названием «Маленький конфуз» сообщается, что на московском циклодроме (велодроме. — «ВМ») представитель какой-то фирмы ездил по треку на бензомоторе, но, увы, отвлекся, и машина, съехав с дорожки на траву, перевернулась. Переднее колесо с порванной шиной отлетело, бензин пролился и загорелся. Водитель, к счастью, не пострадал, отделавшись ушибами. Возможно, это был представитель филиала компании Шпана, а первый московский автомобиль после этой аварии либо отправился в металлолом, либо был разобран на запчасти. А вот судьбу второй машины отследить можно. В том же журнале «Велосипедъ» сообщается, что «в субботу, 30 сентября, к подъезду редакции «Петербургской газеты» подкатила роскошная коляска на красных колесах, обтянутых резиновыми шинами. Экипаж подъехал к редакции без помощи лошадей». Владельцем авто являлся некто г-н Лесли, который вместе с женой прибыл в Петербург из Москвы. Поездка длилась трое суток, в дороге было израсходовано четыре с половиной пуда бензина, а максимальная скорость на трассе составляла 40 верст в час (эту цифру стоит подвергнуть сомнению: по официальным данным, Benz Velo мог ехать с вдвое меньшей скоростью. — «ВМ»). Звонок вместо рожка О московском губернском секретаре Павле Николаевиче Лесли сведений осталось немного. Лишь то, что шотландская фамилия досталась ему в наследство от героических предков, которые перешли на службу к русским царям еще в XVII веке и что денег у него было достаточно, чтобы купить автомобиль, который стоил не меньше 3 тысяч рублей — годовая зарплата чиновника высшего ранга. Примерно в те же годы Павел Лесли приобрел в Москве дом по адресу: Знаменка, 11. Он сохранился до сих пор, сейчас здесь располагается Библиотека по естественным наукам РАН. Еще в архивах сохранились документы, подтверждающие, что 25 апреля 1897 года специальная техническая комиссия испытала автомобиль, принадлежащий Павлу Лесли, и вынесла о нем положительный отзыв. Разве что рекомендовала заменить сигнальный рожок звонком, чтобы не пугать извозчиков. А в остальном экипаж был допущен для поездок по улицам Москвы. Так, 120 лет назад, в 1897 году, в Москве было официально открыто автомобильное движение. Клуб автолюбителей Откуда же взялся 1899 год как дата появления первого автомобиля? Связана она еще с одной культовой для автоисториков фигурой — миллионером, владельцем и строителем железных дорог, меценатом и страстным автолюбителем — бароном Николаем Карловичем фон Мекком. Свой первый автомобиль — Phaeton с двухцилиндровым двигателем мощностью 6 лошадиных сил — барон фон Мекк заказал в компании Daimler в 1896 году. Авто пришлось ждать долго — с завода его отгрузили только в конце мая 1899 года. Через несколько месяцев автомобиль был в Москве, и фон Мекк получил разрешение от властей на управление самоходным средством. А еще через год Николай Карлович официально регистрирует устав первого в Москве клуба автомобилистов и становится его председателем. Клуб располагался в квартире фон Мекка на Новинском бульваре 13, строение 1. Фон Мекк считался среди москвичей главной фигурой столичного автомобильного движения, за что и получил прозвище — Командор. Именно на эту персону ориентируются историки, когда говорят о появлении первого автотранспорта и далее сообщества автолюбителей в Москве. ПРЯМЫЕ РЕЧИ Андрей Кокарев, москвовед: — Тот факт, что Карл Шпан долгое время не мог получить разрешение от московских властей на использование в городе автомобиля, я объясняю тем, что не было определенного регламента, порядка на выдачу подобных разрешений, не знали и по каким критериям оценивать такие техсредства, по каким правилам ездить по городу. Ведь столицей тогда был Санкт-Петербург, и как только там была разработана выдача подобной документации, в Москве тоже стали выдавать эти разрешения. Станислав Кирилец, автоисторик: — Действительно, часто говорят, что первый автомобиль в Москве появился в 1899 году. Но есть более ранняя дата с солидным подтверждением — контрольная книга из архива фирмы Daimler AG. Этот лист составили работники компании еще в 1966 году, предположительно, по запросу известного автоисторика Валерия Дубовского. В документе выписаны все данные по поставкам фирмы первых авто в Россию. Производители автомобилей предпочитали работать с проверенными торговыми представителями. Агентом фирмы Daimler в России была фирма Карла Шпана. СПРАВКА Впервые автомобиль проехался по российским улицам в 1891 году. Улица называлась Дерибасовская, и дело это было в Одессе. За рулем самоходной коляски (по одной из версий, это был Panhard & Levassor, а по другой — Benz) сидел известный меценат и издатель самой популярной и тиражной городской газеты «Одесский листок» Василий Навроцкий. По его заказу авто было доставлено пароходом из Марселя. Ехал господин Навроцкий по городу, согласно тогдашним европейским ПДД, — перед машиной бежал нанятый мальчонка и кричал: «Посторони-и-и-ись!» Вскоре самоходка примелькалась одесситам. Правда, сам Навроцкий ею редко пользовался. На машине все больше разъезжали его репортеры, спеша на происшествия. Как-то раз околоточный пристав даже оштрафовал водителя за превышение скорости, о чем тут же было сообщено в «Одесском листке». Развить скорость до 25 километров в час — это ведь не рядовой случай, а событие. И даже — сенсация! ШПИОНЫ И КОМАНДОР Бизнес Карла Шпана в России процветал. К 1909 году, когда здоровье его стало сдавать, он передал дела сыновьям — Карлу и Борису. Компания занималась поставками вооружения и боеприпасов для армии, строительством, судостроением, металлургией, банковским делом и многим другим. Кроме того, члены семьи Шпан считались одними из главных лоббистов германских интересов в России. Карл Иванович Шпан умер в 1912 году, а через два года, сразу после начала Первой мировой войны, его сыновьями заинтересовалась контрразведка. Повод появился, когда братья Шпан провернули аферу с алюминием. Они организовали на российском рынке дефицит этого нужного для военного производства металла, а затем втридорога продали правительству, выдав за импортную поставку. В итоге активы их фирм были конфискованы, братьев Шпан отправили в ссылку, и дальнейшая их судьба неизвестна. Не сложились отношения с властью и у Командора — Николая Карловича фон Мекка. С началом Первой мировой войны он, человек небедный, владелец железных дорог, добровольно сдал государству четыре своих автомобиля. Потом купил еще несколько, но их потом конфисковали большевики, а фон Мекка едва не расстреляли — два года он прятался в деревне староверов, пока нарком путей сообщения Леонид Красин не вернул его в Москву, взяв на работу в свое ведомство. Позже Комиссариат путей сообщения возглавил Феликс Дзержинский, который высоко ценил фон Мекка за профессионализм. Но через два года после смерти Дзержинского, в 1928 году, Командора арестовали и расстреляли как контрреволюционера. Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Полторы лошадиные силы
© Вечерняя Москва